В Самаре начались испытания двигателя для беспилотников, который должен увеличить их скорость и грузоподъемность
Испытания продлятся около трех месяцев, сообщили 7 декабря 2023 года в Самарском университете им. Королева, где была разработана новинка.
Малоразмерный газотурбинный двигатель МГТД-22 "Колибри" предназначен для небольших, но скоростных и грузоподъемных реактивных беспилотных летательных аппаратов. Он был разработан в Самарском университет им. Королева, где начались комплексные испытания его первого опытного образца.
Как рассказал директор Инжинирингового центра СГУ, заведующий молодежной научно-исследовательской лабораторией "Энергетические установки" Иван Зубрилин, во время тестов, которые продлятся в течение 3 месяцев, должны быть экспериментально подтверждены рассчитанные характеристики двигателя на различных режимах его работы.
У малоразмерного газотурбинного двигателя "Колибри" длиной 30,6 и диаметром 11,8 см высокое соотношению тяги и веса - 220 Н (ньютонов) при 2,1 кг. Благодаря этому он может поднять груз намного тяжелее себя. При общем взлетном весе 45 кг он сможет развивать максимальную скорость 800 км/ч на высоте 9 км.
У двигателя встроенная система управления, что позволяет запускать и перезапускать его дистанционно во время полета.
Кроме того, "Колибри" оснащен электрогенератором, который сможет подзаряжать аккумуляторную батарею, питающая электронику БПЛА.
Потенциально этот двигатель может использоваться и для создания грузовых беспилотников, которые будут способны доставить груз в труднодоступные районы при отсутствии наземной транспортной инфраструктуры.
Работает "Колибри" на керосине, энергоемкость которого при одинаковых занимаемых объемах в 40 раз больше, чем у литий-полимерными батарей, используемых на беспилотниках. Заправка занимает несколько минут (батареям требуется гораздо больше времени). По сравнению с бензином керосин обладает лучшей теплотворной способностью: при одинаковой массе топлива дает большую тягу.
В молодежной лаборатории университета прорабатываются проекты еще двух следующих двигателей - МГТД-40 "Чайка" и МГТД-100 "Орел". Они, как и птицы, давшие им имена, будут превосходить "Колибри" по размеру, тяге, мощности и др. На основе четырех "Орлов" предполагается создать скоростной грузовой беспилотник, который сможет вертикально взлетать и садиться в любую погоду и в любой местности, поднимать груз весом до 110 кг и развивать скорость до 480 км/ч.