В новом сезоне ГК «ЛАДА» возглавил новый наставник – специалист, работавший с мужскими командами Республики Беларусь и Польши, а также бывший ассистентом главного тренера гродненской «Городничанки».
Накануне ответственного матча с чемпионом страны – ЦСКА новый рулевой рассказал «СитиТрафику» о специфике перехода из женского гандбола в мужской и обратно, своем видении игры, модели выстраивания отношений с командой и тренерским штабом, и о том, за счет чего команда намерена вернуться на пьедестал.
- Вы работали в качестве наставника с детской, мужскими и женской командами. Насколько сложным было решение перехода в «Ладу» — клуб с медальными и кубковыми традициями, ежегодно ставящий высокие задачи? Как и от кого поступило предложение?
- Такие решения не принимаются спонтанно, это всегда огромная ответственность, и любой нормальный здравомыслящий человек понимает это. Тренер должен быть готов, прежде всего, в профессиональном плане. Однако не менее важно быть готовым эмоционально, чтобы решать задачи и выдерживать напряжение, которое неминуемо сопутствует такому уровню. Принимая предложение от клуба «Лада», я, конечно, задавал себе эти вопросы. Знаете, как говорят, предложения появляются, когда ты к ним готов…
В гандболе нередко случаются переходы из мужской команды в женскую и наоборот. Мне кажется, это расширяет кругозор тренера, позволяет перейти на новый виток, вижу в этом только плюсы. Не для каждого тренера такая смена траектории приемлема, это уже каждый решает сам для себя. В июне нынешнего года практически одновременно с предложением от «Лады» возник вариант с польским мужским клубом Центральной лиги. Но решение немного изменить свое тренерское амплуа мной было уже принято, и пока я не жалею об этом. Вопросами поиска клуба занимался мой агент, после чего мы пообщались с директором «Лады» Антоном Анташевым, обсудили, как я вижу перспективы развития команды в сложившихся к концу сезона обстоятельствах, что я как тренер могу предложить. Разговор был конкретный и очень обстоятельный.
- В чем для вас особенности работы с женским гандбольным коллективом, знакомы ли с кем-либо из ваших российских и зарубежных коллег, работающих или работавших в российской гандбольной суперлиге?
- Не буду отрицать, что в эмоциональном плане женский коллектив отличается от мужского. Приходится подбирать ключи, находить способы правильного взаимодействия. И здесь речь не о том, чтобы быть в женской команде мягче или жестче. Основную роль играют категории «доверие» и «восприятие». Мне кажется, для девочек очень важна справедливость и последовательность в принятии решений.
С коллегами из российской женской суперлиги ранее я не был близко знаком, но первые личные контакты в процессе работы уже появляются. Надеюсь на более близкое сотрудничество, я открыт и очень заинтересован в этом. Что касается европейских специалистов высокого уровня, работающих в женском гандболе, то у меня сложились дружеские отношения еще с момента совместной работы в клубе «Мешков-Брест» со словенским тренером вратарей Роландо Пушником. По окончании позапрошлого сезона он уехал работать на родину в «Крим». Олимпийскому чемпиону 1984 года я очень благодарен за советы и поддержку, в частности, в принятии решения поработать в «Ладе». Еще хорошо знаком со своим соотечественником Игорем Чебровым, который раньше возглавлял и женский «Гомель», и мужской, а сейчас работает в системе польского клуба «Заглембе» из Любина.
- «Лада» в прошлом сезоне была в верхней части турнирной таблицы, следуя за ЦСКА и «Ростов-Доном», но осталась впервые за много лет без медалей. На ваш взгляд, в чем причина?
- В причинах должен был разбираться по ходу сезона предыдущий тренерский состав, и это уже прошлое. Свое личное мнение у меня, конечно, есть, но это не предмет для дискуссии. На сегодня команда в сравнении с прошлым сезоном претерпела немалые изменения, поэтому уже нет смысла обсуждать то, что было тогда. Как вы прекрасно знаете, из «Лады» ушли два опытных ключевых игрока, третий, еще более опытный, пока продолжительное время находился в процессе восстановления после болезни… Нам есть над чем работать, причем работать надо быстро и эффективно.
- К финишу чемпионата в команде, не обладающей длинной скамейкой равноценных запасных, основные игроки, на которых ложится максимальная нагрузка, подходят, как правило, уставшими. Направлена ли ваша система замены игроков шестерками на то, чтобы сбалансировать состав по качеству игры, или это эксперименты на старте чемпионата?
- Вы все правильно говорите, и, мне кажется, это понимает любой тренер. Без длинной скамейки запасных отыграть весь сезон на высоких скоростях и максимальной нагрузке невозможно. Это и усталость, и неминуемые травмы. Пополнить скамейку запасных игроками нужного уровня даже в таком клубе, как «Лада», одномоментно не представляется возможным по разным причинам. Конечно, важен каждый матч, но кроме задачи обыграть ближайшего соперника, с учетом сложившихся обстоятельств, у нас есть и другие цели. Приходится творчески подходить к решению проблемы. Слово «эксперимент» здесь абсолютно неуместно, прежде всего, в силу ответственности, которая лежит на нас, на тренерах. В игре не всегда возможно сделать так, как написано в учебнике по гандболу, иногда стоит посмотреть и в другие книжки.
- Были ли прежде в вашем тренерском штабе помощники-женщины, и насколько важно в плане взаимопонимания с командой участие Оксаны Роменской и Любови Коротневой?
- Нет, такого опыта у меня раньше не было. Но для работы с женской командой это определенно плюс. Оксана Викторовна и Любовь Александровна мне очень помогают, это именитые и высококлассные специалисты в своей области.
- За счет чего, на ваш взгляд, возможно возвращение «Лады» в тройку призеров?
- Чего не хватает, мы знаем, только вот решить эти вопросы простым способом не всегда представляется возможным, поэтому приходится предлагать альтернативные варианты и принимать нетривиальные решения. От личности главного тренера, прежде всего, зависит атмосфера в команде. А дальше только профессионализм — как тренеров, так и игроков.
- Расскажите немного о своей семье, увлечена ли ваша дочь каким-либо видом спорта? Супруга тоже спортсменка?
- Дочери сейчас 14 лет, с пяти она занимается большим теннисом. Это ее любимое хобби, которое приносит удовольствие, однако в дальнейшем профессионально связывать свою жизнь со спортом Настя не планирует. Жена к нему отношения и вовсе не имеет, она детский врач по профессии, сейчас — заведующая кафедрой детских болезней в медицинском университете.
Беседовал Валерий Патрикеев
фото предоставлены ГК «Лада» и Дмитрием Тихоном