«Нива» в реальном «Дакаре» – миф или возможность

Как ранее сообщал «Сити Трафик», четверка иностранных экипажей, заявив­шихся в «Дакар ‑2022» на советских внедо­рож­никах «Нива», понесла существенные потери – к финишу гонки 14 января 2022 года в строю осталось лишь две машины. Впрочем, этого хватило, чтобы вдруг появились разговоры о возвра­щении тольят­тин­ского джипа в реальный «Дакар». Попробуем разобраться – под силу ли такое испытание любимой многими поколе­ниями россиян машине.

Две «Нивы» из четырех финиши­ровали на сильно упрощенном маршруте Дакар Классика — и сразу после­довало обещание руководства АВТОВАЗа подумать о возможной заявке заводской команды на этих внедо­рож­никах прямиком в спортивный зачет марафона. Соответствующие громкие сообщения появились в СМИ и соцсетях 17 января 2022 года с подачи бренда LADA уже через три дня после завер­шения 43-го марафона «Дакар», по праву счита­ю­щегося одной из самых сложных гонок на нашей планете.

1. «Дакар» настоящий, но не совсем.

Те, кто не близко знаком с категорией Dakar Classic могут подумать, что «Нивы» реально мчали по дюнам, на которых перио­ди­чески застревали КАМАЗы, где падали и получали травмы мотоцик­листы, откуда уже затемно возвра­щались мотовез­деходы (SSV), которые в песке чувствуют себя, как дома. Это не так.

Каждый день марафона, а он стартовал 1‑го и закон­чился 14-го января, включал длинную дистанцию для основного зачета: мотоцик­листов, квадро­цик­листов, экипажей внедо­рож­ников, легких багги, прото­типов и грузо­виков. Протяженность трассы для остального «гарнира» была сильно меньше, потому что иначе полуграж­данские машины, собранные 30 лет назад и ранее, пришлось бы уже на первом этапе массово вызволять из пустыни ночью. Такова суровая реаль­ность «Дакара».

Более того, «Классика» проезжала дистанцию в режиме ралли третьей категории, то есть в формате движения на регуляр­ность. Они не гнали, а просто ехали по накатанным дорожкам. Этакий внедо­рожный туризм, сафари или что-то подобное. Задача экипажа в таких сорев­но­ваниях не быстро, а макси­мально точно по легенде органи­за­торов собирать указанные точки и, если требуется, проезжать специ­альные отрезки, выполняя опреде­ленные задачи. За каждую ошибку вроде раннего или позднего прибытия в назна­ченный пункт начис­ляются штрафные баллы. Чем меньше таких баллов к финишу – тем лучше результат.

Так вот, на офици­альном сайте «Дакара» можно увидеть, что только в первый день класси­ческий зачет из 142 машин проезжал 22 километра, а все остальные – 19 км. То есть дистанция была у них незна­чи­тельно больше. Далее на втором этапе спортсмены преодолели 333 км, а «Классика» – 141 километр. Третий день включал 338 км для всех и всего 234 км — для «ветеранов». На шестом этапе весь караван проехал 404 км, а «Классика» — 215 километров. В седьмой день гонки все мчали 402 километра, а Classic – 286. Наконец, за день до финиша вместо 346 км для пелетона, «Нивы» герои­чески прошли лишь 186 километров. Да и в последний день разница была: 164 против 89 км.

В каждом случае органи­заторы исключали из маршрута класси­ческих машин наиболее сложное бездо­рожье. Весьма метко охарак­те­ри­зовал класси­ческий зачет один из лучших в мире штурманов россиянин Константин Жильцов: «Интересно наблюдать за «Классикой». Каждый день где-то ездят, приезжают запылив­шиеся, только на боевом спецу­частке мы их не видели ни разу». Справедливости ради, отметим, что Денис Кротов и Константин Жильцов держались в диапазоне ТОП-50 абсолютного зачета «Дакара» всю гонку и стартовали каждый день на 4 – 5 часов раньше «Классики». Поэтому они могли и не видеть «хвост» длинного каравана участников.

2. Промежуточные результаты и итоги гонки.

Тут начинается самое интересное. Как уже отмечено выше, стартовало аж 142 класси­ческие машины – «Нива» там вовсе не самый экзоти­ческий экземпляр. Ехали Porsche 911, Fiat Panda, TATRA 815, Volkswagen Coccinelle, а ещё целый караван разно­мастных моделей Peugeot, Land Rover, Mercedes Benz и Toyota.

Забегая вперед, расстроим поклон­ников наших машин – именно Mercedes и Toyota с первого дня удержи­вались в ТОП-10 из 142 гоночных авто. К середине марафона явные лидеры Фастер Плиего и Рамирес Мур на «немце» имели 120 штрафных очков. Наилучший результат «Нивы» эту цифру «превзошел» почти в 100 раз – 10262 числилось у экипажа Романа Грабовски.

«Нива» не была даже близко в головной части каравана – наилучшие показатели по ходу гонки с трудом дотягивали до подвала ТОП-100. И ехали наиболее надежно и точно на «Ниве» вовсе не Марио Якобер и Сладан Милич на машине №763, а частный дуэт Роман Грабовски с Констанцией Шинар, их бортномер №791 и Марсель Кирос с Артуром Арагонесом на машине №812.

У команды улыбчивых швейцарских парней уже на первой сотне километров потекло масло из двигателя. Из кулуарных обсуж­дений появились основания полагать, что с другой «Нивы» с почти зеркальным бортно­мером 736 попросту сняли силовой агрегат и переставили в машину швейцарских гонщиков. Их родной мотор вышел из строя. Никаких техни­ческих подроб­ностей от самих участ­ников событий, увы, добиться не удалось, хотя российские блогеры и журна­листы исправно обращались за интервью. Всегда в ответ звучало, что-то вроде: «День был хороший, мы добрались на бивуак и мы счастливы! Завтра поедем на другой бивуак».

Наконец, после 12 этапов за 13 дней гонки победу в класси­ческой категории завоевал Toyota Land Cruiser HD J80 – леген­дарная японская «восьми­де­сятка». Пилотировали ее Серж Моно и Флорент Друлон. Поздравляем с триумфом! Второе и третье места этого класса забрали Mercedes ML и Mercedes G320. Экипаж победителя гонки набрал лишь 399 штрафных очков. Лучшая «Нива» из двух остав­шихся в строю привезла к финишу 55716 баллов, и это снова были Роман Грабовски и Констанция Шинар (105 место). Якобер и Милич – 115‑е – у них 75201 очко. Разницу сложно не заметить.

3. Матчасть.

Безусловно, мы не преследуем цели кого-то обидеть или оскорбить. Парни на «Нивах» и на любой другой технике все же почти две недели колесили по пустыне среди верблюдов, камней, дикого безжиз­ненного ландшафта, и это заслу­живает уважения. Из 142 машин классики финиши­ровало лишь 129, что свиде­тель­ствует о непростых условиях, в которых двигались участники. Но не хочется при этом и создавать ложные иллюзии у поклон­ников «Нивы», что завтра или в январе 2023 года наш любимый внедо­рожник легко и непри­нуж­денно проедет весь «Дакар» хотя бы не на спортивный результат, а с целью добраться до финиша.

Тем, кто в этом уверен, рекомендуем взглянуть на сайте марафона, как и на чем ехала команда Audi, а также ближе позна­ко­миться с техникой коллектива КАМАЗ-мастер, чтобы понять, что даже прототип стоимостью в несколько миллионов Евро легко может не добраться до финиша Дакара. Яркий пример тому – разру­шение первичного вала на BMW X5 россий­ского экипажа Владимира Васильева и Олега Уперенко буквально за 50 километров до финиша гонки на последнем скоростном участке.

Еще один важный момент – крайне скупые отчеты с бивуака от иностранных «специ­а­листов», обслу­жи­вавших «Нивы». Это пока свиде­тель­ствует о том, что наши машины они любят, но вряд ли до конца понимают, как именно их следует готовить к таким суровым гонкам.

У «Нивы» есть ряд классных конструк­тивных преиму­ществ перед многими иностранными граждан­скими аналогами, но «в бою» ей тяжело. Это прекрасно знает любой российский гонщик уровня 1 разряда или КМС. Штатный мотор склонен к перегреву. Шаровые опоры — и верхние, и нижние — лучше менять каждые 200 – 300 км насто­ящего бездо­рожья, иначе можно остаться без колес. При сверх­на­грузках легко может заклинить редуктор — и машина дальше не поедет. Найти баланс между надеж­ностью установ­ленной блоки­ровки (а без нее в песке делать нечего) и живучестью стальных «палок» привода – особая наука, которую в российских трофи и ралли-рейдах экипажи постигают годами. И это далеко не все слабые места машины….

В общем, сама идея с отправкой «Нивы» на Дакар – классная. Но позволим себе предпо­ложить, что подойти к ее реали­зации лучше с другой стороны. Взять настоящий спортивный автомобиль, созданный еще в 80‑е годы прошлого века. Одна такая «Нива» в кузове пикап с незави­симой подвеской и изначально встро­енной уникальной системой охлаждения, кстати, построена в Тольятти. Она в России, а не далеко в Европе. Именно это «оружие» в свое время Александр Рублев и Александр Лакеев из Отдела испытаний автомо­билей 4х4 УГК Волжского Автозавода не раз и не два исполь­зовали, в том числе на крупных между­на­родных внедо­рожных ралли. И побеждали в реальных боевых условиях.

«Сити Трафик» продолжить следить за подго­товкой упомя­нутого авто к старту на ралли «Дакар — 2023». Бюджет участия в между­на­родных марафонах таков, что частная команда из Тольятти легко может и не набрать нужную сумму, но попытаться можно.

Андрей Серегин, фото LADA.ru

Поделиться:

Следующая Новость

В Самаре «Шевроле» врезался в «Форд» и столб с новогодней иллюминацией

Вт Янв 18 , 2022
Пострадавшая в результате ДТП водитель «Форда» была доставлена в больницу. Авария произошла 17 января 2022 года в 20:45 на Красноглинском шоссе. Водитель «Шевроле», 38-летняя женщина, стаж вождения которой составляет 15 лет, двигалась со стороны ул. Камской в направ­лении ул. Симферопольской, сообщает ГУ МВД по Самарской области. При проезде регули­ру­емого перекрестка Красноглинского шоссе и улицы Ногина она […]

Рубрики