Водители Тольятти говорят о мартовских "облавах" на таксистов

Как выяснил корреспондент "СитиТрафика", у этого явления есть вполне обоснованные причины.

img

ГАИ периодически проводит профилактические мероприятия, в том числе, групповые. Это не секрет. Рейды посвящают выявлению нетрезвых водителей, проверке пассажирского транспорта, выезду водителей на полосу встречного движения и т.д. И таксистам уделяют внимание. Правда, официальная статистика самих дорожных полицейских за 2020 год свидетельствует, что в Тольятти по вине водителей, официально работающих в такси, произошло менее 10 ДТП, травмы получили столько же людей.

Профилактическое общение с таксистами включает проверку наличия путевого листа, копии разрешения организации на осуществление перевозок, детских автокресел и оценку технического состояния транспорта.

Выявленные нарушения правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси по части 3 ст.11.14.1 КоАП РФ, то есть отсутствие соответствующего оформления автомобиля или фонаря на крыше, могут повлечь штраф в отношении водителя (3000 рублей), должностного лица (10000 рублей), юрлица (50000 рублей). Водителей без путёвок в 2020 году выявили чуть более полусотни, 100 с лишним человек ещё и привлекли к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

В ГАИ Тольятти рекомендуют горожанам "тщательно подходить к выбору таксомоторной компании и интересоваться законопослушностью водителей". Эта рекомендация, надо заметить, не лишена здравого смысла. В ходе подготовки данного материала мы натолкнулись на объявление в соцсетях с приглашением поработать в Яндекс.Такси и Uber в Самарской области. Обещают дать работу людям с водительскими удостоверениями из Таджикистана, Кыргызстана, Туркменистана, Узбекистана. Соискателей ждут не только высокие тарифы, бесплатное подключение, но и полное отсутствие диспетчерских и вообще каких-либо затрат. Даже машину свою иметь необязательно.

А ещё пишут что стаж вождения может быть "минимальный". Необязательно быть гражданином России, а за каждого "приведённого друга" предлагают бонус в 1500 рублей. Это уже заслуживает особого внимания, так как иностранные граждане, как минимум, обязаны на территории РФ соблюдать миграционное законодательство – иметь соответствующую регистрацию по месту пребывания и разрешение на работу. Да и к опыту водителя требование в области перевозок однозначное – водительский стаж не менее 3 лет.

Соответственно, возмущение водителей такси повышенным вниманием инспекторов ГИБДД оправдано лишь отчасти. Получается, у органов власти есть, что предъявить водителям. Что, например, мешает оформить разрешение на перевозку пассажиров?

Открываем федеральный закон от 21.04.2011 года №69 (ред. от 14.10.2014). Сразу разграничим понятия "лицензия" и "разрешение" на осуществление перевозок. Обе категории документов отданы на откуп региональным властям, только лицензию выдают на перевозку людей по маршрутам внутри города, междугородние рейсы и поездки в пригород. А для законной работы легковое такси оформляет разрешение. В Самарской области его выдаёт Министерство транспорта и автомобильных дорог. Срок действия документа не менее пяти лет. Далее начинается самое интересное.

Во-первых, получить разрешение может только индивидуальный предприниматель (ИП) или организация, зарегистрированная официально в любой другой правовой форме (ООО, АО и т.д.). То есть сначала придётся повозиться с регистрацией ИП, а уже потом обращаться в Минтранс с заявлением, копией паспорта, копией талонов регистрации всех автомобилей автопарка и копией договоров лизинга или аренды, если транспорт не находится в собственности заявителя. Можно направить эти документы через портал Госуслуги, ехать в Самару не придётся.

Во-вторых, разрешение действует исключительно на территории Самарской области, в любом соседнем регионе таксисты живут по местным нормативным документам.

В-третьих, российская судебная практика содержит уточнение, что относительно невысокий штраф 5 тысяч рублей за работу в такси неофициально - это отнюдь не всё, что может послужить наказанием для водителя. По статье 12.3 КоАП РФ оштрафуют человека за рулём, "…не имеющего при себе разрешения…". Если оно у него есть, но при проверке документ не был предъявлен. Например, оставил дома. А если разрешение на такси вообще не оформлялось, могут наказать по статье 14.1 КоАП РФ, в которой предусмотрен штраф 2500 рублей и возможная конфискация "орудия производства", то есть автомобиля.

Правда, у добропорядочного водителя всё же есть возможность попросту устроиться в службу такси на собственном авто. Тогда основанием для выдачи ему разрешения будет трудовой договор.  

Саму машины как-то особо готовить не придётся. Напомним, что авто должно иметь опознавательный фонарь оранжевого цвета, цветографическую схему (шахматку) и таксометр. Ну, а таксопарк обязан обеспечивать техническое обслуживание и ремонт своих машин, контролировать их состояние перед выездом на линии и прохождение водителями медосмотра перед рейсом.

Разрешение, кстати, должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию не только госинспектора, но и пассажира. А реестр существующих разрешений можно найти на сайте регионального Минтранса, правда, нам в течения часа отыскать его там не удалось.

Андрей Серёгин, фото автора