Станислав Дробышевский: "Свободы воли нет, мой приезд в Тольятти был детерминирован"

"СитиТрафику" удалось коротко поговорить с известным популяризатором науки, который приехал в город, чтобы принять участие в круглом столе и прочитать лекцию.

img

В субботу, 13 февраля, в Тольятти состоялся круглый стол "Наука в России, популяризация против мракобесия", а после него прошла лекция знаменитого популяризатора науки и кандидата биологических наук Станислава Дробышевского под названием "Павианы, свиньи, кошки, гиены… Люди". Встречу организовало "Сообщество молодых ученых" города.

Корреспонденту "СитиТрафика" удалось побеседовать со Станиславом Дробышевским до начала круглого стола.

- В конечном итоге все предопределено, даже мой приезд был обусловлен кучей факторов - существованием самолетов, тем, что меня пригласили, тем, что я вообще смог поехать в Тольятти, - сказал ученый. - Насчет свободы воли мне нравится пример: человеку электродом раздражали определенную часть мозга - и он поднимал руку от этого. У него спрашивали: "Зачем ты поднял руку?". Он отвечал, что захотел. То есть нам кажется, что у нас есть свобода воли, но мы не можем понять причин и следствий, которые привели к тому или иному решению, только и всего.

Дробышевский также отметил, что если все основывается на квантовой запутанности, то возможна какая-то "случайность" в этом царстве предопределения, но физики отвечали ему на эти вопросы "туманно". И в конечном итоге, по его мнению, даже случайность предопределена.

- Как вы думаете, человеческая агрессия может привести к уничтожению человечества?

- Да, у нас достаточно агрессивный вид, и может найтись Гитлер, который начнет ядерную войну - и всему конец. Но наш вид не просто агрессивен, он еще и социален, а социальность порождает конформизм. То есть куча людей еще и поддержит этого Гитлера, что будет совсем плохо.

Тем не менее, после пессимистичного прогноза ученый добавил, что человек в процессе развития становился все более "добрым". У самцов предков человека уменьшался половой диморфизм, то есть они приобретали более феминные черты (это видно по найденным черепам), и в итоге договариваться стало легче.

- У павианов полный фашизм со строгой иерархией, где наверху стоит самый сильный самец. У людей иерархия не такая строгая, мы были физически слабее агрессивных обезьян, поэтому вынуждены были договариваться, чтобы выжить, - пояснил Дробышевский свою мысль.

- Значит ли это, что человечество движется ко все более горизонтальному построению общества, в котором все более-менее равны?

- Оно уже пришло относительно предков, и дальше все будет менее иерархично, да.

Корреспондент "СитиТрафика" поинтересовался, что больше повлияло на эволюцию человека: развитие языка, использование орудий труда или прямохождение.

- Повлияло все в равной степени. Когда выделяют что-то одно, это чаще всего лажа, например, трудовая теория Энгельса. Вот человек взял в руки орудие труда - и стал человеком. Нет, этого фактора было бы недостаточно.

- А если бы, например, у человека был язык, но не было бы прямохождения и орудийной деятельности, эволюция бы случилась?

- Случилась бы, но в другую сторону. Например, если генномодифицировать павиана и сделать его жутко умным и говорящим, то он будет разговаривать и у него будет огромный мозг, но будет грустным, не сможет пользоваться орудиями и ходить прямо. В итоге не сможет выжить и проиграет в конкуренции другим павианам.

Также ученый заявил, что отличия между расами есть, но современная политкорректность этого видеть не хочет.

- Когда создают лекарства на западе, то без проблем: есть лекарства для негроидов, европеоидов. Но говорить об этом нельзя почему-то. Я сейчас как раз занимаюсь происхождением разных рас, на Западе этим заниматься гораздо сложнее, политкорректность стопорит западную науку, - сказал он.

Ученый подчеркнул, что среди разных рас никто не лучше и не хуже. Его работы даже помогли некоторым заблудшим душам (расистам) понять, что расизм - это ненаучно, нерационально и не нужно.

Михаил Куличков, фото автора