Как юристы Valve выиграли войну за Dota 2 с Blizzard

В октябре 2021 года впервые в истории российские киберспортсмены из команды Team Spirit выиграли чемпионат мира по Dota 2 – The International и получили 18 млн долларов призовых. Престижный турнир организует компания-разработчик знаменитой игры Valve, которая не жалеет ни сил, ни ресурсов на данное мероприятие. Объясняется это тем, что ежегодно Dota-2 приносит сотни миллионов долларов прибыли своим разработчикам.

img

Однако компании Valve пришлось побороться за право использовать данную торговую марку с другим американским разработчиком – фирмой Blizzard. Представители Blizzard указали, что Dota 2 очень похожа на пользовательскую карту Defense of the Ancients (DOTA) для стратегии Warcraft III, разработанную еще в начале 2000-х годов. Схожими были не только названия игр, но также их персонажи, графическое исполнение и т.д. Более того, само название «Dota» стало известным во всем мире именно благодаря именно усилиям Blizzard.

Но юристы Blizzard проиграли спор, и вот почему.

1. Blizzard не зарегистрировала торговую марку на себя. Более того, она вообще никому не принадлежала. Компания Valve зарегистрировала на себя марку Dota, где D была заглавной буквой, а остальные – строчными, в то время как в случае с Blizzard слово DOTA представляло собой аббревиатуру.

2. Valve заявило, что права на общеизвестные и общедоступные названия нельзя зарегистрировать. Например, Zeus – это персонаж древнегреческой мифологии, соответственно, это имя может использовать кто угодно и где угодно.

3. Дизайнеры Valve сумели перерисовать героев игры Blizzard без явного копирования. В то же время, персонажи игр были ассоциативно похожи.

Valve получила возможность использовать торговую марку Dota, в то время как Blizzard пришлось менять название разрабатываемой игры с Blizzard DOTA на Heroes of the Storm.

А как в России?

В России существует термин «товарный знак» - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц и ИП. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы, например, словесные сочетания, изображения и иные обозначения.

Правовой охране подлежат только зарегистрированные товарные знаки. В этом случае уникальные обозначения не смогут использовать конкуренты. Более того, популярный бренд может перейти в разряд нематериальных активов и повысить стоимость компании.

Исключительное право на товарный знак существует в течение 10 лет, после чего его действие следует продлевать.

Споры по поводу защиты исключительных прав на товарные знаки рассматриваются российскими судами регулярно. В основном, в суд обращаются компании по поводу незаконного использования их брендов другими фирмами. Например, в 2021 году концерн "Калашников" отсудил у ООО "КИТ" 17 млн рублей за неправомерное использование объемного товарного знака в виде автомата АК-47.

Как быть, если конкурент опередил вас и зарегистрировал товарный знак на себя? Ситуацию могут исправить опытные юристы компании "Можно", которые найдут основания для оспаривания предоставления правовой охраны бренду. Мы также пресечем незаконное использование вашего бренда другими компаниями и поможем взыскать с них справедливую компенсацию в судебном порядке. Обращайтесь, выходы из сложных ситуаций есть всегда.