В октябре 2021 года впервые в истории российские киберспортсмены из команды Team Spirit выиграли чемпионат мира по Dota 2 – The International и получили 18 млн долларов призовых. Престижный турнир организует компания-разработчик знаменитой игры Valve, которая не жалеет ни сил, ни ресурсов на данное мероприятие. Объясняется это тем, что ежегодно Dota‑2 приносит сотни миллионов долларов прибыли своим разработчикам.
Однако компании Valve пришлось побороться за право использовать данную торговую марку с другим американским разработчиком – фирмой Blizzard. Представители Blizzard указали, что Dota 2 очень похожа на пользовательскую карту Defense of the Ancients (DOTA) для стратегии Warcraft III, разработанную еще в начале 2000‑х годов. Схожими были не только названия игр, но также их персонажи, графическое исполнение и т.д. Более того, само название «Dota» стало известным во всем мире именно благодаря именно усилиям Blizzard.
Но юристы Blizzard проиграли спор, и вот почему.
1. Blizzard не зарегистрировала торговую марку на себя. Более того, она вообще никому не принадлежала. Компания Valve зарегистрировала на себя марку Dota, где D была заглавной буквой, а остальные – строчными, в то время как в случае с Blizzard слово DOTA представляло собой аббревиатуру.
2. Valve заявило, что права на общеизвестные и общедоступные названия нельзя зарегистрировать. Например, Zeus – это персонаж древнегреческой мифологии, соответственно, это имя может использовать кто угодно и где угодно.
3. Дизайнеры Valve сумели перерисовать героев игры Blizzard без явного копирования. В то же время, персонажи игр были ассоциативно похожи.
Valve получила возможность использовать торговую марку Dota, в то время как Blizzard пришлось менять название разрабатываемой игры с Blizzard DOTA на Heroes of the Storm.
А как в России?
В России существует термин «товарный знак» — обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц и ИП. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы, например, словесные сочетания, изображения и иные обозначения.
Правовой охране подлежат только зарегистрированные товарные знаки. В этом случае уникальные обозначения не смогут использовать конкуренты. Более того, популярный бренд может перейти в разряд нематериальных активов и повысить стоимость компании.
Исключительное право на товарный знак существует в течение 10 лет, после чего его действие следует продлевать.
Споры по поводу защиты исключительных прав на товарные знаки рассматриваются российскими судами регулярно. В основном, в суд обращаются компании по поводу незаконного использования их брендов другими фирмами. Например, в 2021 году концерн «Калашников» отсудил у ООО «КИТ» 17 млн рублей за неправомерное использование объемного товарного знака в виде автомата АК-47.
Как быть, если конкурент опередил вас и зарегистрировал товарный знак на себя? Ситуацию могут исправить опытные юристы компании «Можно», которые найдут основания для оспаривания предоставления правовой охраны бренду. Мы также пресечем незаконное использование вашего бренда другими компаниями и поможем взыскать с них справедливую компенсацию в судебном порядке. Обращайтесь, выходы из сложных ситуаций есть всегда.