Зачем автомобилю ВАЗ блокировка
Корреспондент "СитиТрафика" разбирался в этом вопросе на примере нового винтового самоблокирующегося дифференциала, который начали выпускать в Тольятти в начале 2021 года.
Изделие, именуемое в народе "самоблок" предназначено для любых ВАЗовских переднеприводных машин c "механикой" (кроме семейств Vesta и Largus). Новинка называется "Симметрика", ее сконструировала и производит тольяттинская компания "SV-PARTS".
В описании железного агрегата, который оказался у нас на тест-драйве, сказано, что блокировка предназначена для повседневной езды в городских условиях и на легком бездорожье. Как многие аналоги, эта штуковина устанавливается в КПП взамен штатного заводского межколесного дифференциала без каких-либо доработок.
Что такое блокировка
Отличие от того, что предлагают любителям ездить далеко и надолго на своей "восьмерочке" или "Калине", заключается в конструкции. Если другие блокировки состоят из крышки и корпуса и имеют характерную форму, то здесь инженеры добавили вторую крышку, вынесли шайбы преднатяга из корпуса, чем обеспечили солидный ресурс до 120 тысяч километров пробега, а главное, задали, как говорят сами производственники, "симметричное срабатывание колес". Предварительное натяжение этого устройства не запредельное – от 4 до 6 кг.
Принцип работы блокировки неоднократно разбирали в СМИ и блогах эксперты разного уровня. Он заключается в том, что стоит одному из ведущих колес оказаться на скользком или рыхлом покрытии, как второе колесо без промедления начинает вращаться с тем же моментом и усилием как первое. Заводской свободный дифференциал такой запас хода обеспечить не может.
В данном случае не преследуется цель сравнить конкретную блокировку с аналогами, которых на рынке легко наберется десяток, а то и полтора. Не планируется также раскладывать по полкам все многообразие блокировок (винтовые, червячные, дисковые и т.д.). Просто делимся опытом установки "Симметрики" на гражданский автомобиль ВАЗ-2114, который эксплуатируется в условиях обычной российской деревни в Ставропольском районе Самарской области. И впечатлениями от автомобиля, оснащенного этим изделием.
Установка
Для внедрения данного самоблокирующегося дифференциала не потребовалось ничего, кроме "рук из плеч" и набора инструментов. Если поблизости есть автоподъемник, он не будет лишним. Впрочем, в нашем случае всю работу выполнил один человек буквально в чистом поле. Установка заняла почти целый световой день, но без спешки и с перерывом на обед.
А еще в наличии была запасная КПП. Из нее был извлечен штатный дифференциал, взамен установили блокировку. Далее сняли КПП, установленную на автомобиле и установили на её место коробку передач с самоблоком.
Да, производитель блокировки рекомендует использоваться с ней в качестве трансмиссионной жидкости любое синтетическое масло с маркировкой LSD. Существует такой специальный подтип дифференциального масла. В нашем же случае под рукой была полусинтетическая жидкость, которую смело залили в КПП. Это не какой-нибудь изнеженный «автомат», владелец машины уверен, что старая добрая «механика» прекрасно послужит и с полусинтетикой.
Первый выезд по снегу
Предваряя впечатления от первого проезда на машине с блокировкой, уточним, что подобный тюнинг автомобиля никак не может быть ущемлён экспертами ГИБДД – внешне на дороге общего пользования просто невозможно увидеть – есть ли в автомобиле блокировка. Ещё добавим, что жителям деревень или любителям частых поездок по бездорожью на гражданской машине подобная штука может быть весьма полезна. На видео автомобилем управляет человек, живущий в деревне. Снежные заносы там – обычное дело, как и весенняя и осенняя распутица. Он частично излагает свои впечатления от поведения обновленного автомобиля.
Впечатления от городской езды
Проехав за рулем "Самары", оснащенной блокировкой "Симметрика" километров 10-15, можно сделать некоторые выводы. Управление стало точнее, острее, информативнее. Обычная машина получила внятный "ноль" на руле, то есть при поворотах "баранка" быстро и точно возвращается в исходное положение.
Безусловно, к управлению обновленным авто придется чуть привыкнуть. На первых километрах с рулем приходится немного побороться. Не так сильно, как на гоночной машине, но все же. Например, новичку может быть несколько трудно адаптироваться. Хотя, много ли сегодня начинающих водителей столь глубоко работают с матчастью своего авто?
Благодаря постоянной работе блокировки динамика разгона и курсовая устойчивость на асфальте изрядно улучшились. Преднатяг позволяет маневрировать заметно резвее соседей по потоку транспорта, даже на более современных и мощных авто, вроде Lada Vesta.
Каких-либо очевидных недостатков пока не выявлено. Заявленный производителем ресурс "Симметрики" составляет более 120 тысяч километров пробега. Подождем, посмотрим, что будет с автомобилем и самоблоком по ходу эксплуатации, особенно с не самой подходящей трансмиссионкой.
Андрей Серегин, фото и видео автора