В Тольятти велосипед и прогулки опаснее картинга

Свежие данные ГИБДД свидетельствуют о том, что в городе ежегодно до 100 детей и подростков получают травмы, катаясь на велосипеде или передвигаясь пешком, а завсегдатаи картодромов в то же время не получили ни единой царапины.

img

Это интересное открытие было сделано случайно, пока мы разбирались в хитросплетениях государственного регулирования опасного и сложного аттракциона под названием "картинг". Дело в том, что все три тольяттинские площадки с прокатным картингом были предупреждены, что им не стоит возвращаться к работе, даже когда снимут ограничения по профилактике коронавируса.

Сначала нужно будет заплатить много денег экспертам, которые проведут техническое освидетельствование трассы и каждой машины, а затем посетить Министерство сельского хозяйства Самарской области, где уполномоченные лица рассмотрят представленные документы и, может быть, выдадут разрешение на эксплуатацию 6, 9 и даже 13-сильных машинок. Этот документ будет сроком на 1 год, так что уже через 9-10 месяцев придётся снова готовить существенную шестизначную сумму и повторять процедуру. О любительском картинге и интересном положении, в котором он оказался, всё подробно рассказано в нашем предыдущем материале. Сейчас речь о другом.

Основной аргумент чиновников в вопросе жёсткого регулирования картинга – забота о здоровье и безопасности людей. Так вот, с картинговых трасс в Тольятти ни в 2019, ни в 2020 году детей или взрослых с какими-либо повреждениями не увозили. Оттуда все благополучно уходили в добром здравии. Это легко проверить и ещё проще объяснить. Каждый посетитель всегда проходит обязательный инструктаж, облачается в защитную экипировку (шлем, защита шеи, защита рёбер, безопасная обувь). А ещё по ходу заезда за пилотом внимательно следит персонал проката. Таранить друг друга в ходе заездов или нарушать правила безопасности не позволят, такого лихача остановят и не позволят ему впредь сесть за руль. Но вернёмся к предмету разговора.

Раз уж картодромам по всей стране "закручивают гайки" совершенно законными рычагами, то и мы решили обратиться к людям, представляющим закон. Попросили ГИБДД Тольятти уточнить, сколько детей и подростков получили травмы в Тольятти в 2019 году на дорогах и во дворах? Оказалось, что только за 7 месяцев прошлого года таких пострадавших тольяттинцев юного возраста было 80 человек. Они числятся участниками 75 аварий. А в 2020 году к началу августа произошло уже 53 ДТП, в которых 54 ребёнка травмированы. Кровожадности или цинизма здесь нет, это просто официальные факты, которые зафиксированы сотрудниками ГИБДД.

Отмечено и то, как именно детки получают травмы. Часто переходят дорогу, где попало или не глядя на светофор. Выезжают на велосипедах, не зная ПДД. Наконец, пересекают дорогу по переходу, не спешившись с двухколёсной техники. Статистика 2020 года свидетельствует, что только 15 детишек попали в ДТП, будучи пассажирами транспортных средств. Из более полусотни пострадавших 29 ребят были пешеходами и ещё 10 – велосипедистами. Соотношение – 39 детишек с травмами в обычных бытовых условиях против… нуля случаев травматизма на беспощадных крутых виражах прокатного картинга.

Есть ещё один важный момент. За неполные 8 месяцев текущего года родителям и в школы города ушло 670 рапортов из ГАИ, составленных по фактам управления детьми и подростками транспортными средствами. Речь о ситуациях, в которой несовершеннолетний был без водительских прав и управлял при этом мопедом, мотоциклом и даже автомобилем. Если подросток хочет сесть за руль, то прокатный картинг – отличная альтернатива сомнительным покатушкам по дорогам общего пользования. Это ли не повод господам чиновникам задуматься и постараться вернуть детям возможность спокойно посещать секции технического спорта на картодромах, как это и было до пандемии?

Повторим, что кроме пристального присмотра со стороны персонала прокатного картинга, специфики техники, а именно наличия надёжных отбойников вокруг самой машины и по всей протяжённости трассы, есть ещё один важнейший фактор, гарантирующий безопасность пилоту. Когда человек, управляющий такой машиной, набирает предельную скорость и понимает, что может не справиться с техникой, включаются непреодолимые психологические механизмы, он инстинктивно либо отпускает педаль газа, после чего машина сама теряет ход, либо нажимает на тормоз. Никаким усилием нельзя заставить водителя проехать в картинге быстрее, чем он способен.

Кстати, если жители Самары думают, что проблемы Тольятти носят локальный характер, а у них в парке имени Юрия Гагарина скоро откроется картинг, для которого, по мнению местных энтузиастов, "не требуются специальные разрешения и лицензии", то это, увы, глубокое заблуждение. Открыть трассу и запустить моторы на самом деле можно. Но затем придётся свернуть деятельность, а то и заплатить штраф. Открыться снова не получится до проведения процедуры, которая приводится в начале данного материала.

Андрей Серёгин, фото автора