Картинг в Тольятти оказался под угрозой исчезновения
Абсолютно все прокаты картинга в городе закрылись на неопределённый срок, причем даже не из-за пандемии Covid-19, а по другой причине. Откроются ли они снова – неизвестно.
Уже привычное затишье на местных картинговых трассах в Парковом комплексе истории техники им. К.Г. Сахарова, на площадке "ProKart" у Парк-Хауса и на набережной Автозаводского района внезапно всколыхнуло весьма пренеприятное известие. Всё, как у классика, только к нам пока ещё ревизор не едет. Хотя пожаловать может в любой момент.
Затяжной простой картодромов связан с Постановлением губернатора Самарской области №150. Им, как и другим развлекательным учреждениям, предписаны жёсткие ограничительные меры для профилактики коронавируса. Все ждали и верили, что в августе 2020 года, наконец, откроются заветные виражи для фанатов скорости. Но вместо этого к владельцам трасс и машин пожаловали незваные гости, которые вежливо, но категорично указали, что возобновить работу прокаты картинга в Тольятти смогут только после осуществления государственной регистрации аттракционов в строгом соответствии с правилами, утверждёнными Правительством РФ. Независимо от снятия эпидемиологических ограничений.
Dura lex sed lex
Знаменитое высказывание на латыни характеризует ситуацию лучше некуда: "Закон суров, но это закон". Следующие три абзаца будут сухими и скучными, но обойти столь существенные сведения мы не можем.
Мы нашли два Постановления Правительства РФ от декабря 2019 года. Первое – №1732 "Об утверждении требований к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов" - вступило в силу 4 января 2020 года. Второе – №1939 "Об утверждении Правил государственной регистрации аттракционов" - было опубликовано 9 января, а вступило в силу в апреле 2020 года. А заодно "откопали" ГОСТ Р 56985-2016, действующий с 2017 года. Это национальный российский стандарт, регламентирующий безопасность аттракциона под названием картинг. Только в нём любимое миллионами людей развлечение почему-то называется "картинговые горки".
Требования, которые содержатся в документах, появились в РФ ещё в апреле 2018 года вместе с вступлением в силу технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов" (ТР ЕАЭС 038/2016) и приложений к нему. Оказывается, каждая трасса должна быть вместе с машинами официально зарегистрирована. Всем владельцам таких площадок нужно иметь "эксплуатационные документы": паспорт аттракциона с отметками о регистрации, руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию, журнал ежедневного допуска персонала к работе, журнал учёта техобслуживания и информацию о людях, которые отвечают за работоспособность машин.
Правда, в Постановлении №1939 говорится, что этим вопросом занимается Гостехнадзор. Похоже, что это не так. В приёмной замначальника тольяттинского отдела данной организации Максима Артюхина корреспонденту "СитиТрафика" сообщили, что работают исключительно с крупными промышленными объектами.
По всей форме: опись-прОтокол, сдал-принЯл… отпечатки пальцев!
Поскольку вопрос технического свойства и привязан к оформлению бумаг, придётся ещё немного окунуться в бюрократию. Эксплуатант (физлицо или юрлицо) обязан зарегистрировать аттракцион. При этом тольяттинский картинг весь формально относится к аттракционам с низкой степенью потенциального биомеханического риска (RB-3). То есть на картодроме нельзя упасть с большой высоты, утонуть, они не представляют серьёзной угрозы жизни и здоровью посетителей. Поэтому сертифицировать их как какие-нибудь головокружительные "американские горки" не нужно. Но придётся "задекларировать".
Владельцам нужно пригласить эксперта лицензированной организации на картодром. Он проведёт техническое освидетельствование и подтвердит документально, что аттракцион не опасен для посетителей. Такой "техосмотр" придётся проводить ежегодно. А после него владельцу проката с актом освидетельствования ещё нужно будет обратиться в местный надзорный орган, чтобы получить талон допуска сроком на 1 год эксплуатации.
Не придётся возиться с регистрацией только по аттракционам, которые имеют ничтожную степень потенциального биомеханического риска (RB-4). К ним относятся качели-карусели с детских игровых площадок, а ещё спортивное, тренировочное и другое оборудование исключительно для личных (семейных) нужд.
Изучив документы, можно прийти к выводу, что после процедуры государственной регистрации на каждый карт должны будут повесить госномер по аналогии с транспортными средствами, которые ездят по дорогам общего пользования. А ещё дадут свидетельство о государственной регистрации аттракциона (см. образец такого свидетельства ниже). Позволим немного иронии. Останется только на каждой картинговой трассе поставить бдительного инспектора ГИБДД, а лучше камеру фиксации скорости, чтобы штрафовать нарушителей скоростного режима! Это кстати, не совсем шутка. В документах содержится, например, требование не допускать разгона машины свыше 30 километров в час. А ещё нельзя позволять даже лёгкого скольжения по поверхности трассы. Вот бы посмотреть живьём на это, когда карт едет по трассе в дождь и проходит повороты!
Для справки: даже самые скромные машины в картинге могут разгоняться хотя бы до 40-45 километров в час. А далее пилот, исходя из своих ощущений, самостоятельно решает, справляется он с этой скоростью или нет. Если нет, то и разогнать машину он не сможет. Жаль, что составители этих документов из породы канцелярских работников не уточнили, где и как теперь тренироваться профессиональным гонщикам и любителям картинга, раз аттракцион "упаковали" в такие беспощадные и одновременно бессмысленные рамки.
Так кто следит за порядком?
Как уже было указано, Ростехнадзор не занимается контролем состояния прокатов картинга. Эта работа отведена… Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области. Внутри ведомства существует отдельное Управление по надзору за техническим состоянием аттракционов. Начальник данного подразделения Андрей Карасёв удивился вопросам, прозвучавшим от корреспондента "СитиТрафика" по телефону.
За официальным комментарием он рекомендовал нам обращаться в пресс-службу регионального Правительства, но в частном порядке разъяснил, что ничего нового на самом деле не произошло. Просто региональные власти пытаются перевести все существующие организации "на нормальные правовые рельсы", навести порядок. Он сказал, что у каждого проката картинга и ранее существовала обязанность ежегодно проходить проверку технического состояния машин и трассы. Просто теперь, как выразился чиновник, "Система "гуляй-поле" больше не работает".
Как быть владельцам картинга?
Мы хотели для удобства привести здесь полный список документов, который нужно предоставить контролирующему органу, но в нём то ли 16, то ли 17 пунктов. Легче открыть нормативные документы и скопировать его оттуда.
Конкретную лицензированную организацию, которая проводит технический аудит картодромов, в надзорном органе не называют, чтобы не возникало признаков коррупции. Говорят только, что в России около 20 таких экспертных компаний, эксплуатанты вправе обратиться в любую из них. Мы здесь тоже никого не рекламируем, но считаем своим долгом уточнить, что орган по сертификации должен иметь аккредитацию для подтверждения соответствия требованиям Техрегламента ЕАЭС 038/2016. Ниже можно увидеть образец аттестата такой аккредитации.
Кстати, эти организации представлены, например, в Самаре. Не обязательно обращаться в Москву или Санкт-Петербург, чтобы не пришлось оплачивать эксперту дорогу в Тольятти и обратно.
А вообще, из приведённых выше нормативных документов следует, что у всех объектов категории RB-3 есть 30 месяцев на оформление всех бумаг с момента вступления в законную силу Правил государственной регистрации аттракционов. С апреля текущего года это получается, что к ним могут прийти с проверками не ранее… октября 2022 года. Но особенности толкования нормативно-правовых документов всё же лучше уточнить у юристов.
Что грозит нарушителям?
Надзорные органы, увы, не склонны к сантиментам. В лучшем случае эксплуатанта могут привлечь к ответственности в рамках Кодекса РФ об административных правонарушениях. А может быть и того хуже, если найдут признаки нарушения по статье 238 Уголовного Кодекса РФ, а именно – оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Санкции тут суровые – от штрафа около 300 тысяч рублей до лишения свободы на 2 года. В случае гибели людей, чего в современной истории не случалось, вроде бы, даже на спортивных соревнованиях по картингу, речь может идти даже о лишении свободы на срок до 10 лет.
Ещё раз уточним, что картинг как раз наиболее безопасная форма участия человека в автомобильном спорте. Даже так: это наиболее комфортный и законный способ управлять машиной на высокой скорости в пределах специальной трассы, не создавая какой-либо опасности для себя и других людей.
Порядок наведут, а работать будет некому
В общем-то, ситуация патовая. Сегодня владельцам картинга нужны деньги, чтобы пригласить эксперта и оформить документы. Средства можно заработать, но заводить моторы категорически запретили даже при снятии ограничений по профилактике коронавируса.
- Мы, наверное, будем закрывать прокат, – сказал по телефону владелец одной из трёх картинговых площадок в Тольятти. – Нас сильно "подкосила" пандемия, а теперь ещё это контроллёры пожаловали.
На другом картодроме сотрудники тоже не излучают оптимизма – им предварительно оценили освидетельствование каждой машины в сумму 12 тысяч рублей. Понятное дело, машина не одна. А ещё нужно организовать приезд эксперта для осмотра трассы. При этом им каждый день звонят люди, желающие привезти гостей покататься. Приезжают любители картинга, у которых прокат – единственная возможность тренироваться. Всех ждёт фиаско – на дверях красуется объявление "Мы закрыты".
Для объективности картины "Сити Трафик" связался с одним из ульяновских прокатов картинга. Как всегда, у соседей всё чуть демократичнее и удобнее для обычных людей. Даже соревнования периодически проводятся. Истории о сертификации в Ульяновске не удивились и сказали, что уже готовят полноценный пакет документов. И в следующем году будут всё опять оформлять официально, деваться некуда.
Что делать любителям картинга?
Завершая эту длинную историю, почему-то хочется напомнить о противостоянии Минспорта Самарской области и нескольких сотен спортсменов в декабре 2018 года. Тогда по каким-то канцелярским формальным признакам множество живых людей, защищающих честь региона на соревнованиях разного уровня в различных спортивных дисциплинах, столкнулись с поразительной "глухотой" чиновников.
Губернатор в Twitter распорядился решить проблему, министры засуетились, создавая видимость активной деятельности, а добиться присвоения спортивных разрядов и званий в конечном счёте удалось лишь нескольким спортсменам. И то вопреки "помощи" чиновников. Впрочем, "эффективность" регионального Минспорта достаточно красочно иллюстрирует ситуация, сложившаяся в Самаре с профессиональным футболом, мы здесь никакого секрета не открыли.
Так и в сегодняшней ситуации с прокатом картинга: кажется, что всё законно. Просто нужно обязать бизнес играть по правилам, которые наше государство установило одинаковыми для всех. Обыватели и вовсе могут в комментариях написать, что картинг их совершенно не интересует. Снова получится, что каждому конкретному человеку, который предпочитает проводить время на картинге, а не, например, распивать спиртное, придётся самостоятельно искать варианты решения возникшей проблемы. Надеяться просто не на кого.
"СитиТрафик" будет следить за развитием событий.
Андрей Серёгин, фото автора