Российским автомобилистам готовят очередную ловушку

Осенью 2020 года должны вступить в законную силу дополнения технического регламента о безопасности транспортных средств, которые перевернут работу СТО и сам подход к ремонту машин.

img

Летом 2020 года автомобилисты в РФ обсуждают кроме пандемии коронавируса ещё одну весьма злободневную тему. Речь о пакете поправок в Техрегламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств". Данный документ решением Совета Евразийской экономической комиссии был дополнен приложением №21, которое уже успели разложить по полочкам многие автоэксперты и юристы. Полный текст документа, в частности, опубликовало авторитетное издание "За рулём".

Все эти изменения были опубликованы 4 марта 2020 года и должны вступить в законную силу через 180 дней, то есть в начале сентября текущего года. Якобы документ даже два месяца проходил общественные обсуждения (с 20 марта по 20 мая 2020 года). На самом деле из-за карантинных мер в связи с Covid-19 и отсутствия широкого информирования водителей о грядущих переменах никто толком в общественной плоскости не обговаривал как жить при новых правилах, которые вводит упомянутое приложение.

Если говорить об этих правилах коротко, то это - "мина" для станций техобслуживания автомобилей и оплеуха для каждого водителя.

Так вот, теперь автовладельцы не смогут устанавливать на свои автомобили "контрактные", то есть ранее использованные на других машинах узлы, агрегаты и запасные части. Разумеется, разработчики документа радеют исключительно о здоровье и безопасности участников дорожного движения. Нельзя будет ставить подушки безопасности с другой машины, ремни безопасности и сиденья, почти все элементы рулевой системы, глушители, противоугонные иммобилайзеры и другие электронные блоки управления.

Также под запретом окажется бэушное газобалонное оборудование в сборе и по отдельности, элементы топливной системы (насос, топливопровод, блок управления) и многие другие агрегаты. А для установки багажника на крышу или фаркопа для буксировки прицепа придётся получать специальное разрешение.

Сказать, что автомобилисты возмущены столь поверхностным подходом к предмету, значит не сказать ничего. Люди видят за этими новшествами лишь желание "закрутить гайки", а никак не сделать передвижение по дорогам России более безопасным. Почему? Давайте разберёмся.

Во-первых, целая индустрия разбора автомобилей с пробегом с последующей реализаций вполне кондиционных запасных частей может оказаться вне закона. То есть люди потеряют работу, а машины, которые отправляются на утилизацию, вместо вполне официальных авторазборов будут, получается, гнить во дворах и на свалках. Напомним, что отлаженного государственного механизма обращения с отработавшим свой век транспортом у нас реально нет. Даже в некогда "автомобильной столице России" - городе Тольятти попросту нельзя приехать по конкретному адресу и в обмен на деньги сдать машину не в качестве лома, а в качестве автомобиля-донора.

Правда, новшества не пугают предпринимателей из этой сферы. По крайней мере авторазборы Самары и Тольятти пока продолжают спокойно работать и даже близко не планируют сворачивать свою деятельность.

Во-вторых, владельцы машин старше 10-15 лет сразу же попадают не просто в сложное, а в безвыходное положение. Например, глушитель, который пора менять на каком-нибудь старом добром Citroen C5 с авторазбора можно найти тысяч за 10 или около того. Новый практически невозможно отыскать, а если получится – готовьте около 100 тысяч рублей. Что называется, почувствуйте разницу. И это касается не только французов с пробегом, а любых других иномарок, для которых автопроизводители порой уже давно прекратили выпуск запасных частей.

Как быть? Остаётся лишь идти и покорно приобретать какой-нибудь новый бюджетный автомобиль за бешеные деньги, новинок дешевле миллиона на рынке новых авто в РФ уже почти ничего не осталось.

Несколько владельцев иномарок с пробегом, которых опросил корреспондент "СитиТрафика", такие перемены оценивают исключительно негативно и даже намерены впрок запастись кое-какими запчастями. Дескать, запасная рулевая рейка или глушитель – не кефир и не сосиски – в гараже не испортятся.

В-третьих, автосервисы, предлагающие сегодня сегодня вполне законно запасную часть с другого автомобиля, который ранее был обслужен на этой же СТО, де-факто окажутся тоже нарушителями. Они не станут этого делать, а значит, любой автомобилист отправится обслуживать машину не к ним, а к "гаражным" умельцам.

В общем, так себе перспективы вырисовываются для всех, кто так или иначе занимается автомобилями с пробегом.

Тут слово автомеханикам и владельцам разнокалиберных СТО в Тольятти. Те, к кому мы обратились с просьбой оценить изменения в Техрегламент, лишь пренебрежительно махнули рукой. И добавили, что ни один эксперт в мире по факту не сможет отличить "родной" механизм от идентичного. Детали собрали на одном и том же заводе, каких-либо маркеров или отметок о снятии или установке детали попросту не существует.

Если вернуться к сухим юридическим формулировкам, то упомянутый пакет поправок в Технический регламент всё же направлен на выполнение участниками Таможенного союза обязательств по обеспечению требований безопасности в отношении транспортных средств. При этом приложение №21 никак не отвечает на вполне резонный вопрос: как смогут проверить состояние и возраст запчастей, установленных на автомобиль? Процедура такой проверки попросту не регламентирована. И тут даже бывалые законники качают головой и предполагают, что затраты на внедрение механизма контроля лягут на сами станции техобслуживания. Ну, возможно ещё после дорожной аварии некий эксперт или группа технических специалистов будут исследовать ключевые узлы автомобилей на предмет использования сильно изношенных элементов. Но это всё и вовсе призрачно.

В итоге строгость и тотальный охват новыми требованиями сервиса автомобилей в России как отдельной отрасли пока нивелируется отсутствием какой-либо нормативной базы. Так что, слава Богу, с сентября 2020 года мы вряд ли все разом окажемся заложниками данной ситуации. Но через некоторое время, увы, придётся или переходить всем только на официальные запчасти, а также их не самые качественные китайские аналоги, или же пытаться приобретать что-то из новых машин.

Андрей Серёгин, фото автора