Таксист, который полвека живёт в Тольятти: «Город просто уничтожен!»

Пока чиновники всех мастей рассказывают о 50-летии ВАЗа и всеобщем восторге горожан, сами жители Тольятти атмосферы праздника не ощущают. Так считает представитель одной из наиболее «народных» профессий.

img

«Сити Трафик» ранее сообщал, что строительство новых детских садов и скверов в рамках празднования 50-летия выпуска первого легкового автомобиля на ВАЗе, идёт с многочисленными нарушениями и всевозможными «пробуксовками». Так получилось, что в ходе обычной поездки на такси нам довелось познакомиться с коренным жителем Тольятти, в прошлом работником Волжского Автозавода. Расспросили, какой он видит жизнь в городе. Попросили рассказать, ощущает ли он сам и его пассажиры приближение грандиозного юбилея.

Вообще, в такси часто встречаются интересные личности. Это специфическая работа, которая балансирует на тонкой грани между общепринятым жизненным укладом и теневой стороной общества. Наш собеседник Алексей, как многие жители Тольятти, пробовал работать на ВАЗе. По ряду причин задержаться в рядах автозаводцев не удалось, и в 1987 году он ушёл «крутить баранку».

- Я в такси с прошлого века, – смеётся Алексей. Говорит, всякое бывало в карьере: в советское время приторговывал водкой, в новой российской действительности тоже удавалось неплохо зарабатывать.

На фоне недавнего громкого скандала пассажирки такси с водителем в Москве в начале поездки разговор начали с обычного вопроса – часто ли грубят пассажиры.

- В последнее несколько лет люди позволяют себе обращаться к таксистам неоправданно резко, без уважения. Как на Западе. Как к обслуге низшего сорта, – говорит водитель. – Считают, что таксист – самое дно социума, нищеброд. Официант в ресторане – тоже обслуга, но к официанту отношение в сто раз лучше. Я в любой ситуации стараюсь не конфликтовать, сглаживать острые вопросы. Обычно как происходит? Если клиент в машине, не дай Бог, начинает скандалить, то он когда выйдет обязательно постарается ударить или поцарапать машину. По морде водителю съездить не решаются. А я считаю, машина, как ребёнок, нечего её трогать!

Логичное предположение – не в самих ли таксистах дело? Водители тоже бывают… странные.

- Не спорю, в такси сейчас очень много случайных людей. Кто-то приходит в поисках лёгких денег. Отсюда неуважительное отношение к клиентам, - говорит Алексей.

Вообще, заслуживает внимания взгляд изнутри – как сегодня устроен рынок такси, насколько легко влиться в эту сферу деятельности.

- Сейчас машину взять проще простого – есть агрегаторы, система выкупа, лизинг. Бери, пожалуйста! Но лучше сразу учитывать «подводные камни», – делится опытом наш собеседник. – Выкупная машина 15 лет назад обходилась в 700 рублей за сутки. В эту сумма был включен платёж за выкуп автомобиля, диспетчерские, аренда рации. У меня до сих пор дома рация лежит. Сегодня если берёшь машину под выкуп, то минимум 1000 рублей нужно в сутки отдать только в счёт выкупа, остальное – сверху: заправка, диспетчерские, штрафы. В арендную плату раньше тоже всё было включено, сейчас набегает до 2000 рублей за 12 часов аренды машины. Придётся хорошо покататься, чтобы ещё себе что-то осталось. Прогресс изменил нашу работу, но не в лучшую сторону. Раньше у людей не было Интернета, сотовых телефонов и доступности разных служб такси. Я просто в 5 утра выключал рацию и работал без диспетчерских, на себя. Собирал по улицам «бордюры» (пассажиров, прим. авт.), потому что они дороже, да и диспетчеру за них платить не нужно было.

Бывало такое, что пассажир отказывается ехать, потому что ему машина не понравилась?

– Тех, кто ждёт, что приедет лимузин, я расцениваю так – самоутверждаются на пустом месте. Условно говоря, купил сотовый телефон в кредит, вызвал такси и хочет показать водителю, будто что-то из себя представляет. Я начинал работать на ВАЗ-2101, потом была ВАЗовская «пятёрка», за ней «Приора». Никогда не переживал на тему дороговизны машины. Это первая моя иномарка (Chevrolet), взял её два года назад. Хотел купить «Весту», но за неё без дополнительных опций просили 581 тысячу рублей. Сейчас в таком исполнении её предлагают за 600 тысяч рублей. В ней есть только кондиционер, подогрев передних сидений и всё. Сначала подумал, что куплю машину, отдам эти деньги. Но откуда у меня полмиллиона? В кредит, конечно. Стал считать. Получилась сумма 700 тысяч рублей, включая страхование жизни. Это с первоначальным взносом! За «пустую» машину. Тут подвернулась иномарка, за 660 тысяч рублей, я её купил. Она у меня разве что разговаривать с водителем и пассажирами не умеет: бортовой компьютер подсказывает, когда заменить масло, когда менять тормозные колодки. Правда, я 30 лет за рулём, мне это не нужно. Но приятно, что машина комфортная, резвая, - поделился водитель.

Подъезжая к конечной точке поездки, водитель с ностальгией вспоминал работу на заводе. Рассказывал, как испытывал первое поколение ВАЗ-2110, видел живьём плавающую «Ниву» и другие экспериментальные модели. Однако на заключительный вопрос о грядущем 50-летии завода Алексей отреагировал неожиданно резко:

- Пассажиры не чувствуют никакого праздника. Вообще ноль. Город уничтожен! Недавно вёз турецких строителей. Они рассказали, что приехали «поднимать» наши химзаводы. Работают в их коллективе только свои, местных рабочих они не принимают. Докатились!

Впрочем, забирая расчёт, наш собеседник смягчился и добавил, что к родному городу испытывает самые тёплые чувства:

- Я шестой десяток лет живу в Тольятти. Люблю нашу Волгу, лес. Родители местные – все родом с Самарской Луки. Родной город ни на что не променяю.

Андрей Серёгин, фото автора