Очередная "птица" из России покорила иностранцев

Отечественные дельталёты "Атом" начали поставлять в страны Евросоюза. Их производят в Брянской области, но чтобы законно летать в нашей стране, приходится крепко постараться.

img

В прошлом веке у нас собирали и успешно эксплуатировали дельтапланы "Фрегат", оснащённые силовой установкой. Собственно, летают на таких крыльях с "тележкой" и мотором до сих пор, просто с момента взлета первого данного аппарата скоро стукнет 35 лет.

Человек, который создал "Фрегат", Александр Русак, сегодня - единственный в России конструктор, который серийно производит дельталёты. Вот уже 20 лет хедлайнер в его линейке – более современная модель "Атом". Крыло и шасси полностью свои, мотор Honda L15A мощностью 120 лошадиных сил, но не серийный, а модифицированный под авиацию. Уже исправно служат людям более трёхсот крыльев и четверть сотни шасси.

Сфера применения дельталётов, кстати, весьма обширная – от химической обработки сельхозугодий, до воздушного патрулирования, аэротакси, и даже вполне официальных соревнований, которые обозначены, как "Спорт сверхлёгкой авиации".

Один из профессионалов этого дела – тест-пилот дельталётов "Атом" Лев Вашедченко рассказал специализированной программе FlightTV, что представленный оригинальный крылатый аппарат – очень гармоничная машина. В нём прекрасно сочетается мощный мотор, устойчивая тележка и отличные лётные свойства крыла. Говорят, что "Атом" хорошо переносит турбулентность, пилот на нём меньше устаёт даже в плохую погоду, а в иных тяжёлых условиях только на нём и можно взлететь.

Топливный бак здесь 65 литров. "Питается" машина бензином АИ-95, может развиваться скорость по горизонтали от 70 до 155 километров в час. Если удерживать до 100 км в час, то расход не превышает 7-10 литров, чему могут позавидовать многие современные автомобили.

При этом дельталёт совершенно официально сертифицирован в Германии на взлёт с весом 472,5 кг, а расчётами инженера-создателя в конструкцию заложен максимальный взлётный вес 560 кг.

Как рассказывает сам Александр Русак, машина имеет колоссальный запас мощности. Мотор тут не приходится раскручивать до предельных 6 тысяч оборотов. Он легко делает свою работу в "полке" от 3 до 5 тысяч, что гарантирует хороший моторесурс и, главное, стабильность полёта.

Что касается экспорта, один "Атом" уже бороздит просторы Турции, а второй трудится в авиашколе в Германии. Как минимум, турки и немцы сразу подписали себе тройку новых "Атомов".  Даже распродают парк иностранных аналогов и готовятся поднимать в небо российские аппараты.

Кстати, полностью готовый дельталёт для Германии стоит чуть больше 30 тысяч Евро, но это почти вдвое дешевле любого, например, французского аналога.

Ну, а чтобы получить российский сертификат на "Атом", нужно… свыше 1 миллиарда рублей. Щепетильные немцы же проверили все расчёты, провели испытания и за 15 тысяч Евро оформили сертификат безопасности. Приятные характеристики и надёжность в полёте – его главные преимущества, даже не дешевизна.

А ещё в России, оказывается, невозможно получить пилотское удостоверение на дельталёт…. В Германии можно. За 5 тысяч Евро. Уже включено обучение, 25 часов лётной практики, медобследование и сдача экзамена инспектору. Примечательно, что только на официальном учёте в РФ стоит 376 таких диковинных машин. Говорят, что ещё примерно 1000 дельталётов остаются вне закона – их нельзя зарегистрировать, невозможно получить лётное удостоверение, а потому нельзя и "вбелую" работать в сельском хозяйстве, в курьерской службе или другой отрасли. Вот и разлетаются яркие "птицы" по миру, благо, спрос есть.

Андрей Серёгин, фото Flight TV