Семья из Тольятти в июле 2020 года продолжает бороздить просторы побережья Чёрного моря в поисках новых впечатлений и делиться разной полезной информацией с земляками.
Очередной материал нашего онлайн-сериала посвящён, пожалуй, самой необычной достопримечательности — выброшенному на берег кораблю «RIO». Где он находится, как к нему попасть, можно ли подняться на борт и ответы на другие животрепещущие вопросы — читайте далее.
Серия восьмая. Здравствуй, РИО
В ночи 12 декабря 2018 года разыгрался жуткий шторм. Неподалёку от морского порта Новороссийска сухогруз, принадлежащий африканской республике Того, боролся с 6‑балльными волнами. Экипаж из 21 человека вроде бы справлялся с ситуацией, но море упорно влекло огромный корабль к скалистому берегу. Тридцатилетний капитан запросил буксир в помощь, чтобы добраться до порта, но стихия распорядилась иначе: огромная махина лихо развернулась, и левый борт прочно лёг на камни. Это не сценарий фильма ужасов это — реальная история, записанная со слов очевидцев, матросов корабля «РИО».
Этот сухогруз был построен и спущен на воду в Японии в 1985 году. Его предыдущим названием было «Super Venture Panama». Вроде как первым портом приписки машины как раз была Панама. Имя «RIO» уже седьмое по счёту, так назвали корабль прежние владельцы — Ливанская судоходная компания. С 2019 года сухогруз принадлежит… российскому предпринимателю. Его ФИО не разглашаются, зато на корабль стали пускать туристов.
За небольшую плату (500 рублей с человека) можно подняться на борт по удобной лестнице (раньше её там не было), пройтись по каютам и заглянуть на камбуз. Дети до 5 лет в сопровождении взрослых могут туда попасть бесплатно.
Впрочем, начинать лучше с того, как к кораблю можно попасть. Он стоит на берегу в районе Кабардинки. Это между Новороссийском и Геленджиком. В самой Кабардинке нужно проехать вдоль по центральной улице Мира до самого конца, затем двигаться по дороге чуть левее от основной. Когда увидите шлагбаум и дежурного кадета рядом, вы нашли первую точку.
Поднявшись ещё на 50 – 70 метров в горку по очень разбитой бетонной дороге, увидите местных джипперов, которые любезно возят за 100 рублей с человека праздно шатающуюся публику по извилистой горной тропе ко второй точке — оттуда к берегу придётся топать на своих двоих. Дистанция на внедорожнике около 3 километров, далее пешком ещё примерно 300 – 500 метров. Лучше надеть удобные кеды или кроссовки, а также захватить с собой питьевую воду. Вереница людей с малыми детьми на жаре, тянущаяся сверху вниз и обратно, свидетельствует о том, что«РИО» пользуется популярностью. Прогулка вниз по склону через сосновый бор — приятнейшее занятие. А вот обратно придётся попотеть.
На берегу у корабля — дикий пляж. Вода преимущественно прозрачная, многие купаются прямо у сухогруза. На борту корабля дежурит охрана нового владельца. Конечно же, громадину из металла никто не украдёт, но на ней остался абсолютно весь инструмент, электроника и прочие вещи, поэтому хотя бы от элементарного вандализма защищать это всё, конечно, надо.
Находиться рядом с погибшей машиной — то ещё «удовольствие». Длина корабля — под 150 метров. Ширина палубы — 22 метра. Высота под 20 метров. Перевозить он мог до 1600 тонн грузов. Пишем «погибшей», потому что для возвращения этой громадины в море нужно потратить чуть ли не столько же средств, сколько стоит судно. Джипперы, которые возят туристов, говорят, что новый хозяин выложил за машину… 1 миллион евро. Хотя рыночная цена аналогичного сухогруза, который стоит в порту, а не «сидит» на камнях, составляет чуть не в 5 раз больше.
Что будет дальше с «РИО»? Вроде бы, его распилят. С учётом труднодоступности местности — с машины, наверное, снимут и продадут всё, что можно реализовать, а корпус, похоже, пойдёт в переплавку. Корабль уже два года стоит на ветрах и, разумеется, ветшает.
Да и местные власти не сильно рады этой достопримечательности. Прежде на корабль не только никого не пускали, но и объявляли его на какое-то время пограничной зоной, пока африканские моряки находились на борту машины.
К тому же, туристы не утруждают себя транспортировкой принесённого мусора обратно в город — у корабля понемногу растёт его гора.
Бывалые моряки говорят, что «РИО» — далеко не самый крупный образец, многие российские подлодки — в 2 – 3 раза крупнее. Видеть их живьём не приходилось, а вот «РИО» оставил тягостные впечатления. Жаль огромного работягу, который напоминает кита, выброшенного на берег. Невольно задумываешься о мере ответственности капитана и его команды, а также о наборе качеств и знаний, необходимых, чтобы управлять таким вот плавучим 6‑этажным домом. А если это всё ещё и может погружаться в море на глубину более 1 километра? Это мы о подводных лодках. В общем, жуть.
Посещение Кабардинки натолкнуло нас на мысль, что стоит заехать в один из дней в Новороссийск, где базируются не только боевые надводные корабли нашего могучего флота, но и подводные лодки РФ, к которым нас, конечно, не пустят. Но погулять в порт Города-героя мы всё же съездим.
Виктория Кузьмина, фото автора