Одна из наиболее сложных профессий может исчезнуть в России

В Татарстане разра­ботали искус­ственный интеллект, способный обеспечить удалённое управ­ление грузо­виком. Он вполне может оставить без работы профес­си­о­нальных водителей грузо­виков (дально­бой­щиков). 

Новость о том, что в Набережных Челнах активно разра­ба­тывают и тестируют различные варианты автономного транс­порта, собственно, не новость. «Сити Трафик» об этом сообщал еще несколько лет назад. Правда, на днях в Татарстане представили «мобильный накрышный модуль автономного управ­ления автомо­билем «Аватар», который позволит сделать беспи­лотным вообще любой грузовик. Это, пожалуй, ноу-хау, в чём-то превос­хо­дящее даже иностранные аналоги, например, от Scania. Иностранцы уже давно работают в этой сфере, но всё же нацелены продавать именно готовые беспи­лотные машины, а не обору­до­вание для любых других грузовиков. 

С помощью новой разра­ботки челнинских инженеров любой грузовик с АКПП, электронными педалями газа и тормоза, а также электри­ческим усили­телем руля, легко превра­щается в беспи­лотное транс­портное средство. В бортовой компьютер автомобиля удалённо подклю­чается оператор. Сам модуль управ­ления представляет собой массивный «козырёк», устанав­ли­ваемый на крышу кабины грузовой машины. 

На рождение «Аватара» заводской НТЦ потратил 2 года. В 2020‑м приступили к тести­ро­ванию и отладке всех алгоритмов и программного обеспе­чения в реальных условиях на машине КАМАЗ-43118. 

По задумке КАМАЗовцев беспи­лотные машины позволять снизить количество ДТП, стоимость перевозок и даже разрядят трафик, поскольку смогут двигаться в часы, когда на дорогах наименьшее количество транс­порта. Не без гордости татар­станцы расска­зывают про собственный беспи­лотный автобус «Шатл» и автономный грузовик «Челнок» без кабины, который развозит грузы внутри завода. 

Базой сегодняшних систем управ­ления служит отече­ственная система «Одиссей», которую прора­ба­тывали ранее. Но в новейших образцах дубли­руются органы управ­ления, система сенсоров перед машиной и вокруг неё, а главное – преду­смотрены «запасные» каналы связи. Машина без водителя сможет при потере связи с опера­тором, переклю­читься на другой канал. Связь осуществ­ляется через Wi-Fi, высоко­ско­ростную сеть LTE, а также через резервный канал УКВ. Вся система, по словам разра­бот­чиков, соответ­ствует европей­скому стандарту функци­о­нальной безопас­ности ISO 26262. 

«Система автономного управ­ления не устаёт и не засыпает», – конста­тируют авторы проекта. С этим сложно поспорить. Машины без водителей будут двигаться не быстро – на скоростях до 60 километров в час, но ехать они могут кругло­су­точно. В перспективе любая транс­портная компания может «роботи­зи­ровать» парк машин. 

Безусловно, на пути развития системы беспи­лотного транс­порта в РФ ещё очень и очень много проблем. Дорогостоящая страховка, отсут­ствие полно­ценной дорожной инфра­структуры по всей терри­тории страны, да что говорить – неясно пока, как защитить машину без водителя от банального ванда­лизма в глубинке. И всё же теперь есть вполне осязаемые предпо­сылки к тому, что профес­си­о­нальным водителям больше­грузов придётся переживать за свою работу. Пусть через 5 – 10 лет, караваны таких беспи­лотных машин, например, по трассе М‑10 или М‑11 между Москвой и Санкт-Петербургом, смогут перевозить грузы совер­шенно без проблем. 

Андрей Серёгин, фото автора 

Поделиться:

Следующая Новость

В Самаре закрыли кафе, которое травило людей, живущих над ним

Пт Фев 28 , 2020
Концентрация вредных веществ, которые попадали в квартиры людей, живущих в доме, где работало кафе, превышала допустимые значения в 2 раза. Кроме того, что жильцы дома дышали формаль­де­гидом, которого в воздухе их квартир было больше нормы вдвое, уровень шума и вибрации из кафе также превышал допустимые значения: днем на 1,47 акусти­ческих децибел, ночью — на 8,81 акусти­ческих децибел. […]

Рубрики