Таксист, который полвека живёт в Тольятти: «Город просто уничтожен!»

Пока чиновники всех мастей расска­зывают о 50-летии ВАЗа и всеобщем восторге горожан, сами жители Тольятти атмосферы праздника не ощущают. Так считает предста­витель одной из наиболее «народных» профессий.

«Сити Трафик» ранее сообщал, что строи­тельство новых детских садов и скверов в рамках празд­но­вания 50-летия выпуска первого легкового автомобиля на ВАЗе, идёт с много­чис­ленными наруше­ниями и всевоз­можными «пробук­совками». Так получилось, что в ходе обычной поездки на такси нам довелось позна­ко­миться с коренным жителем Тольятти, в прошлом работ­ником Волжского Автозавода. Расспросили, какой он видит жизнь в городе. Попросили рассказать, ощущает ли он сам и его пассажиры прибли­жение гранди­озного юбилея.

Вообще, в такси часто встре­чаются интересные личности. Это специ­фи­ческая работа, которая балан­сирует на тонкой грани между общепри­нятым жизненным укладом и теневой стороной общества. Наш собеседник Алексей, как многие жители Тольятти, пробовал работать на ВАЗе. По ряду причин задер­жаться в рядах автоза­водцев не удалось, и в 1987 году он ушёл «крутить баранку». 

- Я в такси с прошлого века, – смеётся Алексей. Говорит, всякое бывало в карьере: в советское время притор­го­вывал водкой, в новой российской действи­тель­ности тоже удавалось неплохо зарабатывать.

На фоне недавнего громкого скандала пасса­жирки такси с водителем в Москве в начале поездки разговор начали с обычного вопроса – часто ли грубят пассажиры. 

- В последнее несколько лет люди позволяют себе обращаться к таксистам неоправ­данно резко, без уважения. Как на Западе. Как к обслуге низшего сорта, – говорит водитель. – Считают, что таксист – самое дно социума, нищеброд. Официант в ресторане – тоже обслуга, но к официанту отношение в сто раз лучше. Я в любой ситуации стараюсь не конфлик­товать, сглаживать острые вопросы. Обычно как проис­ходит? Если клиент в машине, не дай Бог, начинает скандалить, то он когда выйдет обяза­тельно поста­рается ударить или поцарапать машину. По морде водителю съездить не решаются. А я считаю, машина, как ребёнок, нечего её трогать!

Логичное предпо­ло­жение – не в самих ли таксистах дело? Водители тоже бывают… странные.

- Не спорю, в такси сейчас очень много случайных людей. Кто-то приходит в поисках лёгких денег. Отсюда неува­жи­тельное отношение к клиентам, — говорит Алексей.

Вообще, заслу­живает внимания взгляд изнутри – как сегодня устроен рынок такси, насколько легко влиться в эту сферу деятельности. 

- Сейчас машину взять проще простого – есть агрегаторы, система выкупа, лизинг. Бери, пожалуйста! Но лучше сразу учитывать «подводные камни», – делится опытом наш собеседник. – Выкупная машина 15 лет назад обходилась в 700 рублей за сутки. В эту сумма был включен платёж за выкуп автомобиля, диспет­черские, аренда рации. У меня до сих пор дома рация лежит. Сегодня если берёшь машину под выкуп, то минимум 1000 рублей нужно в сутки отдать только в счёт выкупа, остальное – сверху: заправка, диспет­черские, штрафы. В арендную плату раньше тоже всё было включено, сейчас набегает до 2000 рублей за 12 часов аренды машины. Придётся хорошо покататься, чтобы ещё себе что-то осталось. Прогресс изменил нашу работу, но не в лучшую сторону. Раньше у людей не было Интернета, сотовых телефонов и доступ­ности разных служб такси. Я просто в 5 утра выключал рацию и работал без диспет­черских, на себя. Собирал по улицам «бордюры» (пасса­жиров, прим. авт.), потому что они дороже, да и диспетчеру за них платить не нужно было.

Бывало такое, что пассажир отказы­вается ехать, потому что ему машина не понравилась?

– Тех, кто ждёт, что приедет лимузин, я расце­ниваю так – самоутвер­ждаются на пустом месте. Условно говоря, купил сотовый телефон в кредит, вызвал такси и хочет показать водителю, будто что-то из себя представляет. Я начинал работать на ВАЗ-2101, потом была ВАЗовская «пятёрка», за ней «Приора». Никогда не переживал на тему дорого­визны машины. Это первая моя иномарка (Chevrolet), взял её два года назад. Хотел купить «Весту», но за неё без допол­ни­тельных опций просили 581 тысячу рублей. Сейчас в таком испол­нении её предлагают за 600 тысяч рублей. В ней есть только конди­ционер, подогрев передних сидений и всё. Сначала подумал, что куплю машину, отдам эти деньги. Но откуда у меня полмил­лиона? В кредит, конечно. Стал считать. Получилась сумма 700 тысяч рублей, включая страхо­вание жизни. Это с перво­на­чальным взносом! За «пустую» машину. Тут подвер­нулась иномарка, за 660 тысяч рублей, я её купил. Она у меня разве что разго­ва­ривать с водителем и пасса­жирами не умеет: бортовой компьютер подска­зывает, когда заменить масло, когда менять тормозные колодки. Правда, я 30 лет за рулём, мне это не нужно. Но приятно, что машина комфортная, резвая, — поделился водитель. 

Подъезжая к конечной точке поездки, водитель с ностальгией вспоминал работу на заводе. Рассказывал, как испытывал первое поколение ВАЗ-2110, видел живьём плавающую «Ниву» и другие экспе­ри­мен­тальные модели. Однако на заклю­чи­тельный вопрос о грядущем 50-летии завода Алексей отреа­ги­ровал неожи­данно резко:

- Пассажиры не чувствуют никакого праздника. Вообще ноль. Город уничтожен! Недавно вёз турецких строи­телей. Они рассказали, что приехали «поднимать» наши химзаводы. Работают в их коллективе только свои, местных рабочих они не принимают. Докатились!

Впрочем, забирая расчёт, наш собеседник смягчился и добавил, что к родному городу испытывает самые тёплые чувства: 

- Я шестой десяток лет живу в Тольятти. Люблю нашу Волгу, лес. Родители местные – все родом с Самарской Луки. Родной город ни на что не променяю.

Андрей Серёгин, фото автора

Поделиться:

Следующая Новость

В Самарской области могут пересмотреть «парковочный коэффициент»

Вт Фев 18 , 2020
Сейчас на терри­тории региона он равен 1,0. Депутаты Самарской губернской думы на заседании комитета по строи­тельству задали вопрос главе областного минстроя Евгению Чудаеву о том, как обстоят дела с парко­вочными местами в новостройках. - Мы все видим, как в городе увели­чи­вается много­этажная застройка. Хотелось бы услышать от вас, как продви­гаются дела с парко­вочными местами. Мы […]

Рубрики