Народная артистка России, выступившая в Тольяттинской филармонии, прочитала стихи Давида Самойлова, рассказала зрителям о том, как поет песню Rammstein в спектакле по Достоевскому, и рассказала анекдот про прерванный секс.
В нынешний гастрольный тур актрисы входили четыре города: Москва, Ижевск, Самара и Тольятти. Она выступала с литературной программой «Пока в России Пушкин длится…», посвящённой 100-летнему юбилею культового поэта 60 – 80х годов 20 века Давида Самойлова.
Тольяттинцам она прочитала страницы дневников и писем Самойлова, стихи разных лет, маленькие поэмы и поэму «Цыгановы», которую, как отметила сама Светлана Крючкова, никто в мире ещё не читал со сцены целиком.
Давид Самойлов — поэт-фронтовик, любимый многими писатель послевоенного периода, автор легендарной фразы «Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые… война гуляет по России, а мы такие молодые!». Известен он также и многими другими своими стихотворными произведениями, в частности, популярна казачья песня, очень часто исполняемая со сцены ‚«Когда мы были на войне», текст которой написан Давидом Самойловым.
- Сегодня у нас вечер, посвящённый столетию замечательного русского поэта Давида Самойлова. Когда я говорю «русский», я не имею в виду пятую графу советского паспорта. Русский – это говорящий по-русски, думающий по-русски. И музы разговаривают с этими людьми по-русски, — сказала Крючкова.
Актриса построила свою программу в виде задушевной беседы со зрителем, и в этом ей помогал её сын гитарист Александр Крючков.
- У нас у всех масса проблем, поверьте, это только кажется, что вам всем хуже, чем другим, — сказал артистка. — Вы просто не знаете про остальных, они делают вид, что всё хорошо. Поэтому давайте ненадолго забудем о плохом и не будем мериться, у кого хуже, у кого лучше, забудем про все проблемы, про болезни, сосредоточимся на собственной душе, на себе. Погрузимся в несуетный мир прекрасного поэта, в его глубокую, философскую и в тоже время простую и ироничную поэзию. У меня задача сегодня инфицировать вас любовью к Давиду Самойлову.
Первое отделение прошло в поэтической благости, и артистке удалось выполнить свою задачу.
Беседуя со зрителями, Светлана Крючкова рассказала и о других своих проектах.
- У нас в БДТ идёт два спектакля сейчас с моим участием. Первый — «Игрок». Это сцены из романа Федора Михайловича Достоевского, где у меня роль Бабуленьки, а также крупье*. Так вот, когда я играю крупье, то исполняю песню группы «Раммштайн» «Mein herz brennt».
Второй спектакль — наша последняя премьера «Жизнь впереди», — поставлен по одноименному роману Эмиля Ажара. Писатель получил за этот роман Гонкуровскую премию — высшую литературную награду Франции. На самом деле у него есть ещё одно имя — Ромэн Гари. под ним он написал другой роман «Обещание на рассвете» — и получил вторую Гонкуровскую премию, хотя её можно получить только один раз в жизни. У него у единственного есть две Гонкуровские премии. А истоки его хитрости в том, что родился он в Вильно и зовут его Роман Лейбович Кацев.
У него была очень сильная любовь к матери, вот об этом наш спектакль, о любви, о людях, которые уходят. «Надо любить!» — главная мысль нашего спектакля. И если будет у вас возможность, то приезжайте, мы редко их играем — один раз в месяц каждый спектакль. Это в Петербурге. Оба спектакля поставил Роман Мархолиа.
- А в июне мне будет 70 лет 22 числа. И будет вечер большой в БДТ, как всегда для зрителей, без известных людей. Ведь пока я сама хожу, я буду сама работать для зрителей. А когда вот я сяду в кресло, тогда уж пускай поздравляют.
- Вы меня видите сейчас чаще по ТВ, может быть, в кино прошлых лет, но сейчас в кино я не снимаюсь, не люблю, отказываюсь — не хочу портить свою биографию. Пусть останутся хорошие роли. Поэтому я уже 50 лет занимаюсь русской поэзией. И несмотря на то, что я философски отношусь ко всем наградам, есть одна награда, которой я горжусь, — государственная награда Медаль имени А. С. Пушкина. Я получила её за развитие и сохранение русской словесности, за просветительскую работу.
Во втором отделении у кого-то зазвонил телефон — и зрители вместе с любимой актрисой принялись искать того, кто его не выключил. Так повторилось два или три раза.
В конце программы зрители после оваций и цветов попросили Светлану Крючкову забыть об этом досадном недоразумении и услышали от нее в ответ анекдот о том, как двое занимаются любовью — и тут входит третий, который включает свет, роняет таз, а потом извиняется и говорит: «Прошу меня простить, продолжайте, не буду вам мешать». Она также напомнила зрителям, что не стоит путать актёра и его персонажей, ведь бывает, что актёр всё время играет замечательных людей, а в реальности — редкая сволочь.
Оценив чувство юмора актрисы, посетители филармонии пошли домой совсем уже окрылённые.
Ф. Гомина, фото автора
*Спектакль «Игрок» — вольная интерпретация тем романа Достоевского, фантазия, созданная режиссером Романом Мархолиа специально для актрисы Светланы Крючковой, играющей в новой постановке сразу несколько ролей. Она и крупье, и репортер, ведущий трансляцию с места событий, и, наконец, экстравагантная и властная Бабуленька («la baboulinka») — Антонида Васильевна Тарасевичева, богатая русская помещица, вокруг фигуры и, главное состояния которой кипят страсти курортного городка Рулетенбурга.