"Ты четко понимаешь, ради чего все это": юные музыканты рассказали, почему решили провести жаркое лето в Тольятти

Заслуженный артист России дирижер Анатолия Левин и участники международного фестиваля «Классика опен» подвели итоги августовской сессии.

img

Весь август Тольятти и ближайшие к Самарской области оглашали звуки классической музыки. Флаги 9 государств красовались на афише фестиваля. Представители ближнего и дальнего зарубежья, молодые музыканты и именитые исполнители объединили усилия в совместной оркестровой деятельности. Всё это завершилось большим гала-концертом на сцене Тольяттинской филармонии.

В перерыве между частями концерта Анатолий Левин, заслуженный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Концертного симфонического оркестра Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, один из идеологов фестиваля, подвёл итоги нынешнего «Классика опен фест» в коротком блиц-интервью.

- Анатолий Абрамович, как вы оцениваете происходившее в эти две недели?

- Знаете, я очень рад, что за эти дни, а мы начали работать 7 августа, и вот уже  две недели как мы тут, нам удалось многое сделать. Количество музыкантов, которое съехалось на фестиваль в этом году - 150 человек. Такого ещё не было. И это конечно всё благодаря энтузиазму Лидии Валентиновны Семёновой (директор Тольяттинской филармонии - ред.), которая всё это задумала и осуществила. Благодаря получению гранта мы смогли пригласить в Тольятти такое количество музыкантов, и они были заняты по горло. Мы создали четыре коллектива: Большой симфонический оркестр - в нем около 90 человек, Юношеский оркестр - примерно 40 человек от 13 до 18 лет, основной возраст участников 15-16 лет, и, конечно, Камерный оркестр, который играл программу от Монтеверди до Гайдна - старинную музыку разных эпох и стилей с замечательным музыкантом Иваном Великановым, основателем и руководителем первого в России ансамбля старинных духовых инструментов «Alta Capella».

У нас была миграция между ансамблями. И получилось четыре состава с четырьмя программами, включая оперу Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Опере Римского-Корсакова аккомпанировал оркестр МСО.

Это огромная работа, и всё это удалось осуществить и представить публике. И удалось выполнить всё, что планировали даже с небольшим перевыполнением – мы дали на два концерта больше, чем планировали, потому что потребность у публики была в концертах большая.

Думаю, что ребята начнут новый учебный год с хорошим настроением. И повторюсь ещё раз что надо ценить то, что молодежь - совсем юные музыканты - вместо того чтобы летом жариться на солнышке, кататься на велосипедах и тому подобное, выбрали этот фестиваль, где работали с раннего утра до позднего вечера, с огромным энтузиазмом.

Участники МСО Поволжья подтверждают слова своего наставника.

- Меня всегда сюда тянуло, - говорит Александр Маломожнов, скрипка, Уфа-Москва, артист Государственного академического симфонического оркестра им. Светланова.  - Когда ты приезжаешь сюда постоянно или через сессию, обрастаешь знакомствами, дружескими связями, контактами, кто-то становится тебе другом на всю жизнь. И здесь невероятные дирижеры!  Мои ожидания от сессии более чем оправдались. Я понимал, что будет сложно, но после первой репетиции все прошло. Здесь я получил возможность сольной игры, и понял, что у меня неплохо получается. Об этом забываешь, когда сидишь в оркестре. У сольной и оркестровой игры разная специфика. В оркестре интонация должна быть немного усредненной, штрихи унифицированные, все инструменты должны звучать вместе, и какой бы солист ты ни был, ты должен звучать в унисон с тем, кто, допустим, слабее тебя. Как? Надо найти общий язык. Многие подобные вещи не проговариваются ни во время учебы, ни в начале работы. Здесь невероятная атмосфера! Да, здесь интенсивная работа, и фразу «Я устал» произносят все. Но ты четко понимаешь, ради чего это все. Концентрация творческой энергии просто зашкаливает, и ты занимаешься, как бешеный. 

- Я первый раз в Тольятти, - говорит Михаил Николаев, контрабас, Владимир – Москва. - Мы здесь изучаем хорошую программу, которая нам пригодится в профессии, работаем над нюансировками, деталями произведений. Конечно, встречаемся со сложностями, разбираем их. Но прежде всего – общаемся, знакомимся, сыгрываемся. Все из разных уголков России, из других стран – это интересно! Мне нравится. 

– Я участвовал в сессии МСО в прошлом году, мне все очень понравилось, - присоединяется Илья Горшков, контрабас, Луганск. - И когда появилась возможность приехать еще раз, я ею воспользовался. Я тут получил очень хороший опыт работы с сильными музыкантами и дирижерами, познакомился с разными российскими школами. Самое главное – это общение, новые знакомства – это то, что необходимо в жизни и в профессии. 

- Я студент московской консерватории, первый раз участвовал в этом проекте, - говорит Климентий Катенин, фагот, дирижер, Москва. - Меня пригласил Анатолий Абрамович Левин, сказал, что будет много работы. И я очень рад приглашению.

 У меня есть небольшая практика дирижирования ученическим оркестром. Но за неделю, что я провел с юношеским оркестром, я значительно прибавил профессионально. Мы собрали с юношеским составом программу и очень даже здорово ее сыграли, хотя обычно такая программа готовится полгода. Ребята из оркестра меня хорошо приняли, и я с ними нашел общий язык. У нас получилась такая оркестровая семья.

Надеюсь, в следующем году я смогу приехать, и со многими мы встретимся. Я абсолютно доволен!

– Я уже не первый раз участвую в сессиях МСО, - говорит Анатолий Невдах, тенор, солист Самарского театра оперы и балета, исполнивший партию Моцарта в опере «Моцарт и Сальери». - От предложения поддержать концертные выступления ребят из молодежного оркестра просто невозможно отказаться. Мы работаем тут с прекрасными дирижерами, от них всегда что-то полезное для себя почерпнешь. Это талантливые люди!

Возможно, мы выглядим немножко чудаками, как и все те, кто приезжает сюда в свои каникулы и вкалывает по полной программе. Но если не делать такие вещи, которые основываются не только на извлечении прибыли, то мы забудем о чем-то настоящем...

Ф. Гомина, фото и видео автора