популярные видео



Илзе Лиепа в Самаре: "Балет – это наша национальная гордость"
Лауреат национальной театральной премии "Золотая Маска" Илзе Лиепа привезла с коллегами в Самару фестивальный проект "Волжские сезоны".
Два дня артистка, а также балетмейстер Елена Богданович и доцент кафедры хореографии ГИТИСа Елена Андриенко на площадке оперного театра учат 150 педагогов и хореографов Самарской области. Кроме занятий, на сцене театра проходят показы спектакля "Князя Владимир", который организаторы проекта в течение года поставили с участием лауреатов Всероссийского конкурса "Весна священная": самарского детского музыкального театра "Задумка", ансамбля танца "Улыбка" Свердловской государственной детской филармонии и шоу-балета "Алиса" из Керчи. В промежутке между занятиями и показами постановки Илзе Лиепа рассказала журналистам, почему важно воспитывать молодых танцовщиков в провинции, зачем устанавливать границы дозволенного в воспитании детей и как самарский ансамбль "Задумка" оказался одним из лучших в России.
- Как возникла идея проекта, и почему появилась потребность проводить его в регионах?
- Когда я со своей командой попала в пространство детских балетных школ, стало понятно, что, прежде всего, необходимо познакомиться с молодежным танцевальным сообществом страны. На это ушло несколько лет серьезнейших исследований, когда мы проехали буквально всю Россию. Например, в Якутии за несколько дней мы посмотрели более четырех тысяч детей. Но дело не в цифрах, а в необходимости реального знакомства с каждым регионом.
Танец - это наше национальное достояние. Как вы помните, в конце XIX – начале XX века страна достигла невероятной высоты в области балета. Но потом мы пошли дальше, балет стал танцевальной культурой, и возникли национальные коллективы. Очень не хочется терять его силу и мощь. Мы же не задаемся вопросом: "Почему мы должны стараться быть первыми в хоккее". Это лицо нашей страны. Это наша национальная гордость. В танце тоже самое: очень не хочется сдавать первые рубежи, есть желание быть законодателями этого искусства. Многие отечественные педагоги разъехались по всему миру и стали работать в других странах. Так возник балет в Англии, так он возродился во Франции, так он с нуля появился в Японии, Корее и многих других странах, где его никогда не знали. Теперь хочется все это собрать воедино и найти нашу национальную идентичность.
Без любительского творчества и увлечения нашей молодежи танцем, без понимания нашими парнями важности выбора балета, осознания того, что это здорово, что это сделает их жизнь интересной, ничего не будет. Как сказал артист Михаил Барышников: "Танец – это тяжелая работа для настоящих парней". Если это развивать, можно надеяться, что на почве любительского танцевального творчества мы удержим ту непревзойденную планку, которую себе задали. Так родился наш проект. Мы собрали команду серьезных профессионалов, которые мыслят с нами в едином ключе, и стали искать поддержку в регионах.
Конечно, вы понимаете, что такой большой проект не был бы невозможен без поддержки местной власти. Я очень рада, что Дмитрий Игоревич Азаров понял и почувствовал важность этого проекта для региона. Мы получили от него мощную поддержку и смогли в полном объеме привезти в Самару первый сезон нашего проекта. Но здесь нельзя ограничиться одним приездом: нужна полноценная работа на протяжении нескольких лет.
Я благодарна педагогам-хореографам, которые сейчас ждут меня на занятиях и которые с невероятным интересом работали с выдающимся преподавателем Еленой Богданович. Она правильно говорит, что на своих занятиях она не спустилась со своей профессиональной высоты, а наоборот, поднялась к детям, многое открыв для себя как для большого мастера. Я очень дорожу тем, что мы при ее участии сделали и что ваш регион увидит завтра: я имею ввиду гала-концерт в рамках постановки "Князь Владимир". Я горжусь своими единомышленниками, силами которых это было сделано. Когда мы говорим, что все лучшее должно доставаться детям, мы подразумеваем под этим, что все главные достижения в области искусства должны быть доступны ребятам, которым нужно превратиться в часть театрального пространства. В этом пространстве они сосуществуют с режиссером театра Вахтангова Владимиром Ивановым, хореографом Еленой Богданович, актерами Андреем Мерзликиным и Николаем Бурляевым. Этот опыт для ребят, конечно, бесценен.
С помощью этого проекта мы хотим вырастить детей, которые бы любили свою страну и историю. Через работу над такими постановками, как "Князь Владимир", им намного проще понять, что великие имена нашей истории – не какие-то мифы, ушедшие в прошлое, что это их реальная сегодняшняя жизнь, что им это близко. Также очень важно, чтобы ребята понимали, что их работа тоже важна. Каждый раз я вижу, с каким энтузиазмом они трудятся, и какая невероятная творческая энергетика идет от них, когда они на сцене. Видно, что они делают это с любовью. Я очень рада и с нетерпением жду завтрашнего дня. Надеюсь, что у нас все сложится хорошо.
- Проект рассчитан на три года и будет проходить в три этапа: в этом году пройдут мастер-классы хореографов, а что будет дальше?
- Во-первых, вчера мы объявили о сборе анкет у всех участников форума и мастер-классов. Это делается для того, чтобы они написали в заявках, что им интересно. Для нас это важно. Например, вчера в Екатеринбурге мы узнали пожелания педагогов-хореографов, и Елена Андриенко с поправкой на их мнение провела семинар по основам классического танца, потому что нас засыпали вопросами на тему исполнения определенных движений на сцене. То, что делает Елена Богданович, тоже бесценно. На своем занятии она дала педагогам посыл, и теперь нам нужно посмотреть, что и как они поняли. Вчера мы разбирались с каждой конкретной композицией, а теперь нам нужно увидеть, что из этого получится: это и будет следующим этапом нашего проекта. Возможно, мы организуем работу по аналогии с практикой, которая была у нас в Екатеринбурге, где мы организовали танцевальный проект совместно с коллективами области. Впереди у нас большая интересная работа.
- Почему вы с коллегами выбрали для гала-спектакля вашего проекта, в том числе, коллективы из Керчи и Екатеринбурга?
- Гала-спектакль – это вершина в области детского и юношеского танца. Наш фонд учредил премию в этой области "Весна священная", которая признана министерством культуры РФ национальной. Нам было очень важно поставить высокую планку в детском и юношеском танцевальном творчестве, потому что в стране проходит огромное количество фестивалей и конкурсов. Есть и очень интересные, и низкопробные. Чтобы отделить то, что мы действительно ценим, то, что важно, мы отбираем для гала-спектакля "золотых" лауреатов нашей премии. У нас есть творческое сообщество, которое может для каждого спектакля выбирать свои коллективы. В этом году мы делаем проект, связанный с театральными сказками. Камерные показы подготовленного в рамках него спектакля пройдут в этом году на сцене Малого театра. Мы задействуем в работе девять танцевальных коллективов, насчет которых были уверены, что сделаем с ними большой проект, и не ошиблись.
Что же касается "Князя Владимира", мы выбрали для постановки мощную тему и поставили перед собой очень серьезную задачу, поэтому задействовали в работе сильнейшие коллективы. В воспитании молодежи нет неважных вещей. Если с ребенком младшего школьного возраста готовят композицию на англоязычную песню с тяжелым ритмом, и он это репетирует в течение нескольких месяцев, это наносит серьезный урон его душе. Очень важно определить границы недопустимого, показывать детям положительные примеры. К счастью, ваш регион ими богат. Как вы знаете, одним из участников спектакля, с которым мы в Самаре работаем, стал коллектив "Задумка", который возглавляет Елена Колотовкина. Это один из лучших коллективов России не только по результатам подготовки, но и по концепту работы с молодежью. Посмотрите, сколько парней в коллективе – это главный показатель его уровня. Важно, чтобы в таком ансамбле создавались необходимые условия, чтобы работать в нем приходили молодые люди, которым было бы интересно и которые бы испытывали гордость от того, что они трудятся в этом коллективе. Это нужно брать за образец.
Наталья Николаева, фото автора
может заинтересовать











