«Придумал русский народ такой инструмент, на котором палец надо кровить»: видео

Знаменитый балала­ечник Алексей Архиповский приехал в Тольятти и рассказал о том, как воспри­нимают его инструмент за границей, как фанатеет от «такой» музыки глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин и как «никто не вдохнов­ляется ни чем».

На днях в Тольяттинской филар­монии выступил Алексей Архиповский – музыкант, которого хорошо знают и любят в городе. Его концерты никогда еще не проходили без аншлага. На этот раз поклон­никам Архиповского не хватало даже приставных стульев. 

Он возвы­шался на подиуме подобно медиуму в клубах дыма, одаривая публику из полумрака, сквозь всполохи световых молний, гроздьями звуков. Поверить, что все это сыграно на балалайке, было почти невозможно.

Как рассказал после концерта журна­листам Алексей Архиповский, его инстру­менту 91 год. Балалайка, на которой он сыграл, поразив слуша­телей в Тольятти, была сделана мастером Иосифом Галинисом из Петербурга. В 1942 году он умер от голода, отказавшись покинуть блокадный город.

До Галиниса инстру­менты делал Семен Налимов, которого называли русским балала­ечным Страдивариусом. Он умер в 1916 году, но совре­менные балалайки и домры до сих пор изготав­ли­ваются по образцам инстру­ментов Налимова. 

- Я с этой балалайкой уже лет десять, наверное, — сказал Архиповский. — Но Галинис не настолько редкий инструмент, вот Налимов — это да. У меня дома лежит Налимов 1915 года, два года мы с ним протянули, и стало ему трудно. Надо сейчас всё это восста­нав­ливать. Он интереснее конечно. 

- Вот если бы я на Налимове сыграл, это был бы другой концерт, вы бы не узнали многие вещи, — добавил он. — Многое зависит от того, чем ты обладаешь, какие у тебя возмож­ности есть. 

Что касается «клубов дыма», то музыкант признался, что свет – важная состав­ляющая выступ­ления, и в дальнейшем его команда, обеспе­чи­вающая визуальное оформ­ление концертов, намерена приоб­рести специ­альную аппаратуру для усиления эффектов. А необычное звучание инстру­менту Архиповский придает сам.

- Это простые вещи. На самом деле я немного искажаю звук. У меня акусти­ческая балалайка, и вместо микрофона у нее пьезо­датчик, который снимает звук под струнами. Немножко ревер­бе­рации, немного дилэя. (Delay – отсрочка, промед­ление (англ.). Под дилэем обычно подра­зу­ме­вается однократная задержка сигнала). 

В ответ на замечание о том, что его балалайка стала не народным, а уже «между­на­родным» инстру­ментом, Архиповский заметил, что за границей, например, зритель часто идёт не на балалайку. Многие и не знают, что такое балалайка. Люди идут на артиста, на музыку.

- Я давно уже ушёл от «как бы матрёшки». Да я, собственно, и не был никогда там, — сказал музыкант. — Да и что можно назвать «народным инстру­ментом»? Инструмент, на котором народ играет? Тогда совсем нет. Даже без меня нет. 

То, что он делает, действи­тельно далеко от «ка бы матрешки». Один человек и один инструмент, однако звучат они порой словно оркестр – полифо­ни­чески, многослойно.

- И акком­па­немент надо делать, голос какой-то, а у меня всего лишь две октавы, — рассуждает Архиповский. — Пытаешься тембрами играть, где-то приглу­шение, ну, и электроника немного помогает. Да, я понимаю, это сложно сделать на двухструнном инстру­менте. Тембрально сложно. Поэтому много возни с озвучкой. Собственно, инструмент не для этого создавался…

Тем не менее, он мечтает в будущем делать более крупные компо­зиции, более объёмные по форме, сохраняя ее нынешнюю «доступ­ность».

Экспериментировать Алексей Архиповский, по его словам, начал в 80‑х годах 20 века, когда работал с ансам­блями и оркестрами.

- Мне всегда давали соло. Когда дирижёр отдыхает, когда Зыкина отдыхает, у меня есть минут 5 – 20. Вот в это время я и начал экспе­ри­мен­ти­ровать. Сначала микрофоны, потом я попро­бовал с эффектами поиграть — это дало мне какие-то новые возмож­ности. А моя сольная деятель­ность началась в 2007 году.

Интересно, что балалайки Архиповский ремон­тирует сам. Об этом журна­листам рассказал профессор Тольяттинской консер­ва­тории Григорий Эстулин. 

- Они постоянно распол­заются, уже изношенный инструмент, он сам всё делает, никому ничего не доверяет. Вы посмотрите, какие у него руки трудовые, какие мозоли, — сказал Эстулин. 

Однако «ремон­ти­ровать» прихо­дится не только инструмент, во время игры на нем неизбежны травмы у самого музыканта.

- Ну, вот придумал русский народ такой инструмент, на котором палец надо кровить, — говорит Архиповский. — А что делать? Подряд сыграть три вещи еще, куда ни шло, а дальше уже синяки и кровь. 

И тем не менее он работает без антракта.

- Охлаждаться не хочется. И как-то вещи идут друг за другом, иногда они сцепляются, когда звук устра­ивает, когда всё хорошо, когда сам уже не играешь, тогда и хорошо всё. 

Выбор инстру­мента после окончания музыкальной школы по двум специ­аль­ностям – форте­пиано и балалайка – Архиповским был сделан в пользу второго, потому что «был интереснее».

- В форте­пиано пока звук через молоточки пройдёт… А здесь всё сразу, нервный импульс. Никаких посред­ников, ты и струна. 

О своем «творческом дне» он расска­зывает с потря­сающей искрен­ностью и простотой:

- Я, собственно, живу для него. Из этого склады­вается жизнь. Поскольку у меня других подра­боток нет, то всё время идёт на это. С утра встаёшь — и или играешь, или точишь что-нибудь, или паяешь. 

Свой образ жизни в Подмосковье Архиповский называет уединенным, призна­ваясь, что такой «режим» ему подходит больше всего.

- Работы хватает, пока ещё интересно с самим собой. Конечно, есть в кругу общения моём и музыканты. Разные. Но уединение мне больше всего нравится. 

Журналисты поинте­ре­со­вались у Архиповского, как реагируют на его выступ­ления сильные мира сего, не имеющие отношения к музыке: известно, что музыкант часто принимает участие в различных событиях между­на­родного масштаба. 

- Ну, по-разному бывает. Вот я понял, что Кудрин (глава Счетной Палаты РФ – ред.) — фанат такой музыки, он любит ее. Недавно мы играли на форуме эконо­ми­ческом каком-то, я так понял, что ему понравилось. 

На тради­ци­онный вопрос о том, что его вдохновляет в жизни для творчества, Архиповский дал неожи­данный ответ.

- Так не бывает — никто не вдохнов­ляется ничем. Никто не знает, что вдруг вдохновит. Если б я знал, то я там пасся, жил бы там и не выходил бы оттуда. А так — кто знает, отчего это случается? Бог знает. Приходит иногда и слышишь, а балалайки нет…

Ф. Гомина, фото и видео автора 

Поделиться:

Следующая Новость

В Самаре горящую иномарку потушили тем, что было в ассенизаторской цистерне: видео

Вс Ноя 24 , 2019
Видео с места проис­ше­ствия было опубли­ковано в социальной сети в субботу, 23 ноября.  У автомобиля BMW загорелось подка­потное пространство. На помощь владельцу дорогой иномарки пришел водитель ассени­за­торской машины. Иномарку тушили тем, что было в цистерне.  В коммен­тариях к опубли­ко­ванному видео жители Самары отметили наход­чи­вость участ­ников этого проис­ше­ствия, добавив, что машину потом можно будет отмыть. Главное, что […]

Рубрики