популярные видео
«Придумал русский народ такой инструмент, на котором палец надо кровить»: видео
Знаменитый балалаечник Алексей Архиповский приехал в Тольятти и рассказал о том, как воспринимают его инструмент за границей, как фанатеет от «такой» музыки глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин и как «никто не вдохновляется ни чем».
На днях в Тольяттинской филармонии выступил Алексей Архиповский – музыкант, которого хорошо знают и любят в городе. Его концерты никогда еще не проходили без аншлага. На этот раз поклонникам Архиповского не хватало даже приставных стульев.
Он возвышался на подиуме подобно медиуму в клубах дыма, одаривая публику из полумрака, сквозь всполохи световых молний, гроздьями звуков. Поверить, что все это сыграно на балалайке, было почти невозможно.
Как рассказал после концерта журналистам Алексей Архиповский, его инструменту 91 год. Балалайка, на которой он сыграл, поразив слушателей в Тольятти, была сделана мастером Иосифом Галинисом из Петербурга. В 1942 году он умер от голода, отказавшись покинуть блокадный город.
До Галиниса инструменты делал Семен Налимов, которого называли русским балалаечным Страдивариусом. Он умер в 1916 году, но современные балалайки и домры до сих пор изготавливаются по образцам инструментов Налимова.
- Я с этой балалайкой уже лет десять, наверное, - сказал Архиповский. - Но Галинис не настолько редкий инструмент, вот Налимов - это да. У меня дома лежит Налимов 1915 года, два года мы с ним протянули, и стало ему трудно. Надо сейчас всё это восстанавливать. Он интереснее конечно.
- Вот если бы я на Налимове сыграл, это был бы другой концерт, вы бы не узнали многие вещи, - добавил он. - Многое зависит от того, чем ты обладаешь, какие у тебя возможности есть.
Что касается «клубов дыма», то музыкант признался, что свет – важная составляющая выступления, и в дальнейшем его команда, обеспечивающая визуальное оформление концертов, намерена приобрести специальную аппаратуру для усиления эффектов. А необычное звучание инструменту Архиповский придает сам.
- Это простые вещи. На самом деле я немного искажаю звук. У меня акустическая балалайка, и вместо микрофона у нее пьезодатчик, который снимает звук под струнами. Немножко реверберации, немного дилэя. (Delay – отсрочка, промедление (англ.). Под дилэем обычно подразумевается однократная задержка сигнала).
В ответ на замечание о том, что его балалайка стала не народным, а уже «международным» инструментом, Архиповский заметил, что за границей, например, зритель часто идёт не на балалайку. Многие и не знают, что такое балалайка. Люди идут на артиста, на музыку.
- Я давно уже ушёл от «как бы матрёшки». Да я, собственно, и не был никогда там, - сказал музыкант. - Да и что можно назвать «народным инструментом»? Инструмент, на котором народ играет? Тогда совсем нет. Даже без меня нет.
То, что он делает, действительно далеко от «ка бы матрешки». Один человек и один инструмент, однако звучат они порой словно оркестр – полифонически, многослойно.
- И аккомпанемент надо делать, голос какой-то, а у меня всего лишь две октавы, - рассуждает Архиповский. - Пытаешься тембрами играть, где-то приглушение, ну, и электроника немного помогает. Да, я понимаю, это сложно сделать на двухструнном инструменте. Тембрально сложно. Поэтому много возни с озвучкой. Собственно, инструмент не для этого создавался…
Тем не менее, он мечтает в будущем делать более крупные композиции, более объёмные по форме, сохраняя ее нынешнюю «доступность».
Экспериментировать Алексей Архиповский, по его словам, начал в 80-х годах 20 века, когда работал с ансамблями и оркестрами.
- Мне всегда давали соло. Когда дирижёр отдыхает, когда Зыкина отдыхает, у меня есть минут 5-20. Вот в это время я и начал экспериментировать. Сначала микрофоны, потом я попробовал с эффектами поиграть - это дало мне какие-то новые возможности. А моя сольная деятельность началась в 2007 году.
Интересно, что балалайки Архиповский ремонтирует сам. Об этом журналистам рассказал профессор Тольяттинской консерватории Григорий Эстулин.
- Они постоянно расползаются, уже изношенный инструмент, он сам всё делает, никому ничего не доверяет. Вы посмотрите, какие у него руки трудовые, какие мозоли, - сказал Эстулин.
Однако «ремонтировать» приходится не только инструмент, во время игры на нем неизбежны травмы у самого музыканта.
- Ну, вот придумал русский народ такой инструмент, на котором палец надо кровить, - говорит Архиповский. - А что делать? Подряд сыграть три вещи еще, куда ни шло, а дальше уже синяки и кровь.
И тем не менее он работает без антракта.
- Охлаждаться не хочется. И как-то вещи идут друг за другом, иногда они сцепляются, когда звук устраивает, когда всё хорошо, когда сам уже не играешь, тогда и хорошо всё.
Выбор инструмента после окончания музыкальной школы по двум специальностям – фортепиано и балалайка – Архиповским был сделан в пользу второго, потому что «был интереснее».
- В фортепиано пока звук через молоточки пройдёт… А здесь всё сразу, нервный импульс. Никаких посредников, ты и струна.
О своем «творческом дне» он рассказывает с потрясающей искренностью и простотой:
- Я, собственно, живу для него. Из этого складывается жизнь. Поскольку у меня других подработок нет, то всё время идёт на это. С утра встаёшь - и или играешь, или точишь что-нибудь, или паяешь.
Свой образ жизни в Подмосковье Архиповский называет уединенным, признаваясь, что такой «режим» ему подходит больше всего.
- Работы хватает, пока ещё интересно с самим собой. Конечно, есть в кругу общения моём и музыканты. Разные. Но уединение мне больше всего нравится.
Журналисты поинтересовались у Архиповского, как реагируют на его выступления сильные мира сего, не имеющие отношения к музыке: известно, что музыкант часто принимает участие в различных событиях международного масштаба.
- Ну, по-разному бывает. Вот я понял, что Кудрин (глава Счетной Палаты РФ – ред.) - фанат такой музыки, он любит ее. Недавно мы играли на форуме экономическом каком-то, я так понял, что ему понравилось.
На традиционный вопрос о том, что его вдохновляет в жизни для творчества, Архиповский дал неожиданный ответ.
- Так не бывает - никто не вдохновляется ничем. Никто не знает, что вдруг вдохновит. Если б я знал, то я там пасся, жил бы там и не выходил бы оттуда. А так - кто знает, отчего это случается? Бог знает. Приходит иногда и слышишь, а балалайки нет…
Ф. Гомина, фото и видео автора