Хоровая капелла имени Юрлова поразила слуша­телей Тольятти «грохотом танков» и «заклятием железа» с шаманским бубном: видео

«Славься!» Михаила Глинки публика слушала стоя. 

Столетний юбилей леген­дарный коллектив Государственная Академическая хоровая капелла России им. А. Юрлова (ГАХКР им. Юрлова) отпразд­новал в апреле этого года празд­ничным концертом в Концертном зале им. П. И. Чайковского, а затем отпра­вился по городам России, чтобы позна­комить со своим золотым фондом как можно больше слуша­телей и поклон­ников. В конце октября очередь дошла и до Тольятти. 

В первой части концерта на сцене Тольяттинской филар­монии звучала хоровая классика, а вторая часть блистала разно­об­разием — от песен военных лет до модер­нистских сочинений, таких как Вельо Тормис «Заклятие железа» (для солистов, хора и шаман­ского бубна). 

- В первом отделении прозвучали совер­шенно потря­сающие сочинения русских компо­зи­торов — самых известных, самых нами любимых – Калинникова, Танеева, Свиридова, а во втором отделении мы поста­рались составить программу, состоящую из шедевров всей мировой музыки. Вот сейчас прозвучала «Мечты Леонардо о летающей машине». Мы все летаем на самолётах и знаем, что когда-то человек мечтал об этом, составлял чертежи. И вот о том, как он ходил, мечтал и думал о полёте, было это сочинение. А второе сочинение в нашей программе — это увертюра к опере Россини. Сами понимаете, мы на инстру­ментах не играем, но мы можем это спеть, это такой экспе­римент — исполнить эту увертюру голосом. – С такого вступ­ления начал вторую часть концерта руково­дитель капеллы Геннадий Дмитряк. 

О произ­ве­дении «Заклятие железа», которое приятно удивило многих, Геннадий Александрович рассказал такую историю.

- Вельо Тормис — замеча­тельный компо­зитор, который жил в Советской Эстонии, — рассказал Геннадий Дмитряк. — Недавно он скончался, но оставил замеча­тельное наследие, в том числе и для хора. Сочинение «Заклятие железа» было написано в 70‑х годах 20 века. Люди моего поколения помнят, что творилось тогда между Советским Союзом и Западной Европой, когда устанав­ливали «Першинги» — ракеты средней дальности, направ­ленные на нас. Вот прошло 50 лет, и, как вы понимаете, история вновь повто­ряется. Почему это замеча­тельное произ­ве­дение появилось на нашем пульте? Потому что сегодняшний день такой же тревожный, как и 50 лет назад. 

Песня военной поры «На поле танки грохотали» не оставила равно­душным ни одного зрителя. А Геннадий Дмитряк поведал о том, как она попала в репертуар капеллы. 

- Я впервые услышал её от своих детей, они учились в МАИ, были в строй­отряде, там её услышали, пришли домой, взяли гитару — и исполнили её. Прошло 20 лет, пока я не встретил замеча­тельного компо­зитора Юру Потеенко. Я обещал своим детям, что когда-нибудь исполню эту песню со сцены. И вот Юрий, большой друг нашей капеллы, специ­ально для нас сделал потря­сающую обработку этой песни к юбилейному концерту, посвя­щенному столетию нашего коллектива. И в преддверии юбилея Великой Победы мы, конечно же, будем готовить программу, посвя­щённую этому празднику. И эта песня аранжи­рована, так что без слёз на глазах эту музыку слушать невозможно. 

В финале на бис ГАХКР им. Юрлова исполнил «Славься!» Михаила Глинки, которую публика восприняла с вооду­шев­лением и прослушала стоя. 

После концерта руково­дитель коллектива Геннадий Александрович Дмитряк побесе­довал с журна­ли­стами и рассказал об истории и совре­мен­ности капеллы. 

- Хор существует с 1900 года, и до 1919 года он уже успел приоб­рести большую извест­ность в Москве. С этим хором выступала и Антонина Васильевна Нежданова, и свой знаме­нитый концерт 1913 года хор Ивана Юхова тогда (это прежнее дорево­лю­ци­онное название) давал в Большом зале Московской консер­ва­тории. Говорят, что Владимир Ильич Ленин услышав, как этот хор исполняет револю­ци­онные песни, сказал: «Вот как надо петь револю­ци­онные песни!»…

А 1 января 1919 года хор нацио­на­ли­зи­ровали, и эта дата считается датой его основания.

С самого начала это хор был семейным ансамблем, потом он стал церковным, затем к нему присо­еди­нились рабочие фабрики, так он разрас­тался, приоб­ретал популяр­ность — и к 1919 году пришёл вполне таким сложив­шимся коллек­тивом. Иван Юхов умер в годы Великой Отечественной войны, и в это же время капелла получила второе рождение. На основе хора органи­зована Республиканская русская хоровая капелла. Могли бы ведь сократить — денег нет, война идёт, только фашистов отогнали от Москвы, но их поддержали, их реорга­ни­зовали, и они продолжили дальше. В 1967 году капеллу собрались закрывать, но Юрлов Александр Александрович упросил министерство дать ему шанс. И он возродил капеллу и руководил ею до 1973 года включи­тельно. Александр Михайлович траги­чески скончался в ночь перед концертом, и дальше капелла продолжала свою работу с именем А. М. Юрлова. С ней работали Юрий Владимирович Ухов, Станислав Дмитриевич Гусев, и вот с 2004 мне выпало счастье возглавить капеллу. 

Надо сказать, что двухты­сячные годы оказались сложными для всей страны, и капелла переживала в эти годы не лучшие времена. В 2003 году она давала всего 12 концертов. А сейчас мы даём по 12 концертов в месяц, в год получается более 70 концертов, бывает и больше. В городах России наш коллектив встречают с небывалым энтузиазмом. 

- Для Тольятти — это большое событие. А вообще, органи­зация гастролей — сложное событие? 

- Сейчас, конечно, жизнь налажи­вается благодаря филар­мо­ни­ческим сезонам. Нас поддер­живает министерство культуры РФ. Ведь и у нас, и у городов таких денег на гастроли нет. Это забота государства о развитии культуры. Благодаря филар­мо­ни­ческим сезонам не только мы, но и симфо­ни­ческие оркестры, и солисты могут поехать на гастроли, есть возмож­ность побывать в городах и показать своё искусство. Это большое подспорье в нашем деле.

- Наши солисты — все дирижёры-хоровики. Хоровики бывают с голосами, бывают без голоса, у нас все с вокальными данными. В коллективе есть ощущение стабиль­ности. У нас молодой коллектив — нередки и свадьбы в нашем ансамбле. График выступ­лений у нас доста­точно жёсткий. Нагрузка большая, репетиции по четыре часа. Музыка сложнейшая вся кантатно-орато­ри­альная. И мы продолжаем тем самым традицию А. А. Юрлова. 

- Как вы оцени­ваете состояние хоровой культуры в настоящий момент? 

- Вы знаете, очень много позитивных хороших моментов. Сейчас почти в каждом городе существуют хоры, хоровое искусство разви­вается в России. В Брянске, Костроме, Череповце, Ярославле, Саратове — везде хоры. В больших городах более 500 тыс. жителей существуют муници­пальные, губернские или городские хоровые коллективы. В СССР такого раньше не было, там было развито и очень хорошо, самоде­я­тельное искусство. Сейчас самоде­я­тельное искусство в каком-то моменте испытывает упадок, но вот несколько лет назад в 2012 – 13 годах Валерий Гергиев на совете по культуре у прези­дента выдвинул предло­жение воссо­здать Российское хоровое общество, которым последние годы руководил Юрлов А. А. 

И сейчас воссо­здали РХО, и оно теперь действует, задача его — это возрож­дение интереса к хоровому искусству. По стране каждый год проходят фестивали и конкурсы хорового искусства. Я сам езжу по городам, сижу в жюри, отбираю то народные хоры, то школьные хоры общеоб­ра­зо­ва­тельных школ… 

Я думаю, мы сейчас находимся на подъёме хорового искусства. Но надо готовить кадры, а это большая работа. 

- Очень много зависит от учителей. Я хочу пожелать своим молодым коллегам, будущим, чтобы они были влюблены в хоровое пение, в хор и чтобы педагоги, которые занимаются с ними, любовь к хоровому искусству у них поддер­живали. Я стал дирижёром благодаря своим учителям, я собирался стать лётчиком в 1961 году, когда Гагарин полетел, я поступил в училище, но мечтал о другом. Мои педагоги, которые были в Магнитогорске, смогли привить мне любовь к хоровому искусству. Поэтому я желаю молодым ребятам приоб­рести вот таких вот хороших настав­ников. И, конечно, иметь мечту, ведь если нет мечты, то в жизни вряд ли чего-то получится добиться. 

Ладо Мирания, фото и видео автора

Поделиться:

Следующая Новость

Lamborghini потребовалась перепрошивка «мозгов»

Ср Окт 30 , 2019
В России объявлена сервисная кампания для автомо­билей Lamborghini Aventador стоимостью около 20 миллионов рублей. Все 27 единиц марки Lamborghini Aventador в кузовах Coupe и Roadster были реали­зованы в России в течение двух лет с 2017 по 2019 год.  Автопроизводитель заявил, что возникла вероят­ность неожи­данного выклю­чения двигателя при отпус­кании педали газа на холостом ходу. Владельцам машин сообщат о необхо­ди­мости […]

Рубрики