Хоровая капелла имени Юрлова поразила слушателей Тольятти "грохотом танков" и "заклятием железа" с шаманским бубном: видео

«Славься!»  Михаила Глинки публика слушала стоя.

img

Столетний юбилей легендарный коллектив Государственная Академическая хоровая капелла России им. А. Юрлова (ГАХКР им. Юрлова) отпраздновал в апреле этого года праздничным концертом в Концертном зале им. П. И. Чайковского, а затем отправился по городам России, чтобы познакомить со своим золотым фондом как можно больше слушателей и поклонников. В конце октября очередь дошла и до Тольятти.

В первой части концерта на сцене Тольяттинской филармонии звучала хоровая классика, а вторая часть блистала разнообразием - от песен военных лет до модернистских сочинений, таких как Вельо Тормис «Заклятие железа» (для солистов, хора и шаманского бубна).

- В первом отделении прозвучали совершенно потрясающие сочинения русских композиторов - самых известных, самых нами любимых – Калинникова, Танеева, Свиридова, а во втором отделении мы постарались составить программу, состоящую из шедевров всей мировой музыки. Вот сейчас прозвучала «Мечты Леонардо о летающей машине». Мы все летаем на самолётах и знаем, что когда-то человек мечтал об этом, составлял чертежи. И вот о том, как он ходил, мечтал и думал о полёте, было это сочинение. А второе сочинение в нашей программе - это увертюра к опере Россини. Сами понимаете, мы на инструментах не играем, но мы можем это спеть, это такой эксперимент - исполнить эту увертюру голосом. – С такого вступления начал вторую часть концерта руководитель капеллы Геннадий Дмитряк.

О произведении «Заклятие железа», которое приятно удивило многих, Геннадий Александрович рассказал такую историю.

- Вельо Тормис - замечательный композитор, который жил в Советской Эстонии, - рассказал Геннадий Дмитряк. - Недавно он скончался, но оставил замечательное наследие, в том числе и для хора. Сочинение «Заклятие железа» было написано в 70-х годах 20 века. Люди моего поколения помнят, что творилось тогда между Советским Союзом и Западной Европой, когда устанавливали «Першинги» - ракеты средней дальности, направленные на нас. Вот прошло 50 лет, и, как вы понимаете, история вновь повторяется. Почему это замечательное произведение появилось на нашем пульте? Потому что сегодняшний день такой же тревожный, как и 50 лет назад.

Песня военной поры «На поле танки грохотали» не оставила равнодушным ни одного зрителя. А Геннадий Дмитряк поведал о том, как она попала в репертуар капеллы.  

- Я впервые услышал её от своих детей, они учились в МАИ, были в стройотряде, там её услышали, пришли домой, взяли гитару - и исполнили её. Прошло 20 лет, пока я не встретил замечательного композитора Юру Потеенко. Я обещал своим детям, что когда-нибудь исполню эту песню со сцены. И вот Юрий, большой друг нашей капеллы, специально для нас сделал потрясающую обработку этой песни к юбилейному концерту, посвященному столетию нашего коллектива. И в преддверии юбилея Великой Победы мы, конечно же, будем готовить программу, посвящённую этому празднику. И эта песня аранжирована, так что без слёз на глазах эту музыку слушать невозможно. 

В финале на бис ГАХКР им. Юрлова исполнил «Славься!»  Михаила Глинки, которую публика восприняла с воодушевлением и прослушала стоя.

После концерта руководитель коллектива Геннадий Александрович Дмитряк побеседовал с журналистами и рассказал об истории и современности капеллы.

- Хор  существует с 1900 года, и до 1919 года он уже успел приобрести большую известность в Москве. С этим хором выступала и Антонина Васильевна Нежданова, и свой знаменитый концерт 1913 года хор Ивана Юхова тогда (это прежнее дореволюционное название) давал в Большом зале Московской консерватории. Говорят, что Владимир Ильич Ленин услышав, как этот хор исполняет революционные песни, сказал: «Вот как надо петь революционные песни!»...

А 1 января 1919 года хор национализировали, и эта дата считается датой его основания.

С самого начала это хор был семейным ансамблем, потом он стал церковным, затем к нему присоединились рабочие фабрики, так он разрастался, приобретал популярность - и к 1919 году пришёл вполне таким сложившимся коллективом. Иван Юхов умер в годы Великой  Отечественной  войны,  и в это же время капелла получила второе рождение. На основе хора организована Республиканская русская хоровая капелла. Могли бы ведь сократить - денег нет, война идёт, только фашистов отогнали от Москвы, но их поддержали, их реорганизовали, и они продолжили дальше. В 1967 году капеллу собрались закрывать, но Юрлов Александр Александрович упросил министерство дать ему шанс. И он возродил капеллу и руководил ею до 1973 года включительно. Александр Михайлович трагически скончался в ночь перед концертом, и дальше капелла продолжала свою работу с именем А. М. Юрлова. С ней работали Юрий Владимирович Ухов, Станислав Дмитриевич Гусев, и вот с 2004 мне выпало счастье возглавить капеллу.

Надо сказать, что двухтысячные годы оказались сложными для всей страны, и капелла переживала в эти годы не лучшие времена. В 2003 году она давала всего 12 концертов. А сейчас мы даём по 12 концертов в месяц, в год получается более 70 концертов, бывает и больше. В городах России наш коллектив встречают с небывалым энтузиазмом.

- Для Тольятти - это большое событие. А вообще, организация гастролей - сложное событие?

- Сейчас, конечно, жизнь налаживается благодаря филармоническим сезонам. Нас поддерживает министерство культуры РФ. Ведь и у нас, и у городов таких денег на гастроли нет. Это забота государства о развитии культуры. Благодаря филармоническим сезонам не только мы, но и симфонические оркестры, и солисты могут поехать на гастроли, есть возможность побывать в городах и показать своё искусство. Это большое подспорье в нашем деле.

- Наши солисты - все дирижёры-хоровики. Хоровики бывают с голосами, бывают без голоса, у нас все с вокальными данными. В коллективе есть ощущение стабильности. У нас молодой коллектив - нередки и свадьбы в нашем ансамбле. График выступлений у нас достаточно жёсткий. Нагрузка большая, репетиции по четыре часа. Музыка сложнейшая вся кантатно-ораториальная. И мы продолжаем тем самым  традицию А. А. Юрлова.

- Как вы оцениваете состояние хоровой культуры в настоящий момент? 

- Вы знаете, очень много позитивных хороших моментов. Сейчас почти в каждом городе существуют хоры,  хоровое искусство развивается  в России. В Брянске, Костроме, Череповце, Ярославле, Саратове - везде хоры. В больших городах более 500 тыс. жителей существуют муниципальные, губернские или городские хоровые коллективы. В СССР такого раньше не было, там было развито и очень хорошо, самодеятельное искусство. Сейчас самодеятельное искусство в каком-то моменте испытывает упадок, но вот несколько лет назад в 2012-13 годах Валерий Гергиев на совете по культуре у президента выдвинул предложение воссоздать Российское хоровое общество, которым последние годы руководил Юрлов А. А.

И сейчас воссоздали РХО, и оно теперь действует, задача его - это возрождение интереса к хоровому искусству. По стране каждый год проходят фестивали и конкурсы хорового искусства. Я сам езжу по городам, сижу в жюри, отбираю то народные хоры, то школьные хоры общеобразовательных школ...

Я думаю, мы сейчас находимся на подъёме хорового искусства. Но надо готовить кадры, а это большая работа.

- Очень много зависит от учителей. Я хочу пожелать своим молодым коллегам, будущим, чтобы они были влюблены в хоровое пение, в хор и чтобы педагоги, которые занимаются с ними, любовь к хоровому искусству у них поддерживали. Я стал дирижёром благодаря своим учителям, я собирался стать лётчиком в 1961 году, когда Гагарин полетел, я поступил в училище, но мечтал о другом. Мои педагоги, которые были в Магнитогорске, смогли привить мне любовь к хоровому искусству. Поэтому я желаю молодым ребятам приобрести вот таких вот хороших наставников. И, конечно, иметь мечту, ведь если нет мечты, то в жизни вряд ли чего-то получится добиться.   

Ладо Мирания, фото и видео автора