«Ты четко понимаешь, ради чего все это»: юные музыканты рассказали, почему решили провести жаркое лето в Тольятти

Заслуженный артист России дирижер Анатолия Левин и участники между­на­родного фестиваля «Классика опен» подвели итоги августовской сессии.

Весь август Тольятти и ближайшие к Самарской области оглашали звуки класси­ческой музыки. Флаги 9 государств красо­вались на афише фестиваля. Представители ближнего и дальнего зарубежья, молодые музыканты и именитые испол­нители объединили усилия в совместной оркест­ровой деятель­ности. Всё это завер­шилось большим гала-концертом на сцене Тольяттинской филармонии.

В перерыве между частями концерта Анатолий Левин, заслу­женный артист России, художе­ственный руково­дитель и главный дирижер Концертного симфо­ни­че­ского оркестра Московской государ­ственной консер­ва­тории им. П.И. Чайковского, один из идеологов фестиваля, подвёл итоги нынешнего «Классика опен фест» в коротком блиц-интервью. 

- Анатолий Абрамович, как вы оцени­ваете проис­хо­дившее в эти две недели?

- Знаете, я очень рад, что за эти дни, а мы начали работать 7 августа, и вот уже две недели как мы тут, нам удалось многое сделать. Количество музыкантов, которое съехалось на фестиваль в этом году — 150 человек. Такого ещё не было. И это конечно всё благодаря энтузиазму Лидии Валентиновны Семёновой (директор Тольяттинской филар­монии — ред.), которая всё это задумала и осуще­ствила. Благодаря получению гранта мы смогли пригласить в Тольятти такое количество музыкантов, и они были заняты по горло. Мы создали четыре коллектива: Большой симфо­ни­ческий оркестр — в нем около 90 человек, Юношеский оркестр — примерно 40 человек от 13 до 18 лет, основной возраст участ­ников 15 – 16 лет, и, конечно, Камерный оркестр, который играл программу от Монтеверди до Гайдна — старинную музыку разных эпох и стилей с замеча­тельным музыкантом Иваном Великановым, основа­телем и руково­ди­телем первого в России ансамбля старинных духовых инстру­ментов «Alta Capella». 

У нас была миграция между ансам­блями. И получилось четыре состава с четырьмя программами, включая оперу Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Опере Римского-Корсакова акком­па­ни­ровал оркестр МСО. 

Это огромная работа, и всё это удалось осуще­ствить и представить публике. И удалось выполнить всё, что плани­ровали даже с небольшим перевы­пол­нением – мы дали на два концерта больше, чем плани­ровали, потому что потреб­ность у публики была в концертах большая. 

Думаю, что ребята начнут новый учебный год с хорошим настро­ением. И повторюсь ещё раз что надо ценить то, что молодежь — совсем юные музыканты — вместо того чтобы летом жариться на солнышке, кататься на велоси­педах и тому подобное, выбрали этот фестиваль, где работали с раннего утра до позднего вечера, с огромным энтузиазмом. 

Участники МСО Поволжья подтвер­ждают слова своего наставника. 

- Меня всегда сюда тянуло, — говорит Александр Маломожнов, скрипка, Уфа-Москва, артист Государственного акаде­ми­че­ского симфо­ни­че­ского оркестра им. Светланова. — Когда ты приез­жаешь сюда постоянно или через сессию, обрас­таешь знаком­ствами, друже­скими связями, контактами, кто-то стано­вится тебе другом на всю жизнь. И здесь неверо­ятные дирижеры! Мои ожидания от сессии более чем оправ­дались. Я понимал, что будет сложно, но после первой репетиции все прошло. Здесь я получил возмож­ность сольной игры, и понял, что у меня неплохо получается. Об этом забываешь, когда сидишь в оркестре. У сольной и оркест­ровой игры разная специфика. В оркестре интонация должна быть немного усред­ненной, штрихи унифи­ци­ро­ванные, все инстру­менты должны звучать вместе, и какой бы солист ты ни был, ты должен звучать в унисон с тем, кто, допустим, слабее тебя. Как? Надо найти общий язык. Многие подобные вещи не прого­ва­ри­ваются ни во время учебы, ни в начале работы. Здесь неверо­ятная атмосфера! Да, здесь интен­сивная работа, и фразу «Я устал» произ­носят все. Но ты четко понимаешь, ради чего это все. Концентрация творческой энергии просто зашка­ливает, и ты занима­ешься, как бешеный. 

- Я первый раз в Тольятти, — говорит Михаил Николаев, контрабас, Владимир – Москва. — Мы здесь изучаем хорошую программу, которая нам приго­дится в профессии, работаем над нюанси­ровками, деталями произ­ве­дений. Конечно, встре­чаемся со сложно­стями, разбираем их. Но прежде всего – общаемся, знако­мимся, сыгры­ваемся. Все из разных уголков России, из других стран – это интересно! Мне нравится. 

– Я участ­вовал в сессии МСО в прошлом году, мне все очень понра­вилось, — присо­еди­няется Илья Горшков, контрабас, Луганск. — И когда появилась возмож­ность приехать еще раз, я ею восполь­зо­вался. Я тут получил очень хороший опыт работы с сильными музыкантами и дирижерами, позна­ко­мился с разными россий­скими школами. Самое главное – это общение, новые знакомства – это то, что необходимо в жизни и в профессии. 

- Я студент московской консер­ва­тории, первый раз участ­вовал в этом проекте, — говорит Климентий Катенин, фагот, дирижер, Москва. — Меня пригласил Анатолий Абрамович Левин, сказал, что будет много работы. И я очень рад пригла­шению.

 У меня есть небольшая практика дирижи­ро­вания учени­ческим оркестром. Но за неделю, что я провел с юношеским оркестром, я значи­тельно прибавил профес­си­о­нально. Мы собрали с юношеским составом программу и очень даже здорово ее сыграли, хотя обычно такая программа готовится полгода. Ребята из оркестра меня хорошо приняли, и я с ними нашел общий язык. У нас получилась такая оркест­ровая семья.

Надеюсь, в следующем году я смогу приехать, и со многими мы встре­тимся. Я абсолютно доволен!

– Я уже не первый раз участвую в сессиях МСО, — говорит Анатолий Невдах, тенор, солист Самарского театра оперы и балета, испол­нивший партию Моцарта в опере «Моцарт и Сальери». — От предло­жения поддержать концертные выступ­ления ребят из молодежного оркестра просто невоз­можно отказаться. Мы работаем тут с прекрасными дирижерами, от них всегда что-то полезное для себя почерпнешь. Это талант­ливые люди!

Возможно, мы выглядим немножко чудаками, как и все те, кто приезжает сюда в свои каникулы и вкалывает по полной программе. Но если не делать такие вещи, которые основы­ваются не только на извле­чении прибыли, то мы забудем о чем-то настоящем…

Ф. Гомина, фото и видео автора

Поделиться:

Следующая Новость

Жителей Самары спросят, нужны ли им троллейбусы в центре города

Чт Авг 29 , 2019
Речь идет о плани­ровке терри­тории в границах ул. Чапаевская, Комсомольская, Куйбышевская, Пионерская. В Самарском районе Самары прово­дятся публичные слушания, на которых рассмот­ри­вается проект плани­ровки терри­тории, предло­женный ООО «ПроектПоволжья». Речь идет о проек­ти­ро­вании контактной сети троллей­бусов по ул. Комсомольской от ул. Чапаевской до ул. Куйбышева и ул. Куйбышева от ул. Комсомольской до ул. Пионерской. Публичные […]
02 47

Рубрики