Эта опера стала гвоздем программы фестиваля в Тольятти.
В Тольятти и других поволжских городах в эти дни проходят Международный фестиваль искусств «Классика OPEN FEST» и сессия Молодёжного симфонического оркестра Поволжья при поддержке Фонда президентских грантов.
Ядром нынешнего фестиваля стала премьера камерной оперы Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Ее исполнение приурочено к юбилеям создателей: в 2019 году исполняется 220 лет со дня рождения автора цикла коротких пьес для чтения «Маленькие трагедии» Александра Пушкина и 175 лет со дня рождения композитора Николая Римского-Корсакова. За основу либретто Римский-Корсаков взял пьесу из «Маленьких трагедий» «Моцарт и Сальери».
Партию Моцарта исполнил Анатолий Невдах, солист Самарского академического театра оперы и балета, а партию Сальери –Павел Кудинов, приглашенный солист европейских театров, специально прибывший для этого из Вены. Обе певца – выпускники Тольяттинского музыкального училища (ныне – Тольяттинский музыкальный колледж имени Р.К. Щедрина).
Филармонические коллективы Тольятти с некоторых пор принимают активное участие в программах фестиваля «Классика OPEN». На этот раз в премьере оперы был задействован Симфонический оркестр Тольяттинской филармонии. Руководил музыкальным действом главный приглашенный дирижер оркестра, заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания Тимур Зангиев.
Премьера оперы состоялась в Тольяттинской филармонии, затем новое творение смогли оценить жители и гости Винновки и Самары, а на очереди — Ульяновск и Чебоксары.
Журналисту «СитиТрафика» удалось побеседовать с оперным певцом Павлом Кудиновым накануне премьеры.
- Вы давно выступаете во время сессий Молодежного симфонического оркестра Поволжья?
- В общей сложности я участвовал в сессиях около шести раз. Помнится, первое моё выступление в рамках МСО было с Оксаной Лесничей (певица родом из Тольятти, приглашенная солистка Большого театра – ред.), потом пел в опере «Женитьба» Мусоргского, принимал участие в программе «Оперные голоса Тольятти». Да, и ещё я гастролировал с молодежным оркестром в Испании. С оперой Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» до этого мне не приходилось сталкиваться в моей работе. Ну, конечно же, я её слышал.
- Вы исполняете партию Сальери. Вам часто дают роли злодеев?
- Ну, такая доля у низких голосов. Вообще больше характеру злодея соответствуют баритоны. У злодея тембр должен быть более ядовитым, чем бас. А басы бывают и благородными персонажами. Но в эпоху барокко, например, у Генделя, почти всегда злодеи — это басы.
- Партию Сальери долго учили?
- Учил в перерывах между текущими проектами. В мае была «Сицилийская вечерня» на французском языке. В июне — «Полифем» Никола Порпора на Зальцбургском фестивале, который устраивает Чечилия Бартоли, так называемый Троичный фестиваль, приуроченный к Троице. Зал там просто огромный, на 2000 мест. А в июле я участвовал в постановке «Эрнани» Джузеппе Верди.
Партию Сальери преимущественно учил в августе. Музыкальный язык, конечно, в этой опере особенный — много речитативов, мало мелодичности. Трудно запоминать, зацепиться не за что.
- А какие композиторы в ваших фаворитах? На каком языке нравится исполнять партии, на родном или иностранном?
- У меня нет какого-то одного любимого композитора, которого только и исполнял бы. Это как еда. Если есть все время только мясные блюда, рано или поздно захочется и чего-то «постненького»… Русскую музыку я понимаю очень хорошо (улыбается).
- Что лучше: работа в репертуарном театре или в отдельных оперных проектах?
- Ну, это смотря где. Если куда-нибудь в захолустье податься, скажем, в маленький город в Германии, то там ты будешь царь и бог, будешь петь лучшие партии. А в более-менее большом городе придётся петь всё — от «кушать подано» до всего, что скажут.
С другой стороны, гостевать туда-сюда, от проекта к проекту — не всегда стабильно, часто не знаешь своих планов на полгода вперед. Оплата там за каждый спектакль, и болеть ни в коем случае нельзя.
- Вы давно в профессии. Что она для вас- ремесло, способ заработка, или вы живете искусством?
- И то, и другое, истина где-то посередине. Бывает, что и ремесло. Особенно, когда работать, петь нужно много, а ты уже устал, неохота, а поди, открой рот и выдай, потому что это вопрос заработка, выживания семьи. В общем, всё как в любой другой профессии.
Но вокалистам, пожалуй, посложнее, чем инструменталистам. Наш инструмент – голос, он внутри, и его звучание зависит от состояния всего организма.
- Вы ухаживаете за голосом? Певцы обычно очень трепетно относятся к своему дару и физическому состоянию.
- Особенно переживают за свой голос тенора и сопрано, а более низкие голоса – меццо-сопрано, баритоны, басы поспокойнее относятся. Потому что репертуар такой у сопрано, у теноров — главные партии, высокие ноты и ответственность большая. К тому же, тенор — голос в некотором роде искусственный. Басы, баритоны как разговаривают, тем же тембром и поют. А у теноров там другая история. И если заболеют, они больше переживают на самом деле, чем мы.
Конечно, в день спектакля в сорокаградусный мороз с гармошкой водку не пьёшь… Главное — простуду не подхватить, которую из детского садика принесли.
- Что вы любите, чем увлечены, кроме работы? Вы ездите на велосипеде в Вене? (Павел Кудинов приехал на встречу на велосипеде – ред.)
- В последнее время в Вене не удаётся покататься, а вообще люблю – удобно, да и ботинки не стаптываются, а если дождик, то и не намокают. Раньше мастерил гусли и различные музыкальные инструменты. Сейчас времени не хватает, но на гуслях иногда играю после премьер на фуршетах.
- И что европейцы говорят о наших гуслях, что исполняете?
- Им нравится, это же экзотика. Исполняю в основном былины об Илье Муромце и нечистой силе. Как-то был «Русский вечер» в Базеле, и там я исполнил былинную программу.
- В программе этого фестиваля в монастыре в Винновке вы звоните в колокола. Искусству звонаря где обучались?
- В Саратове. На базе консерватории. Это факультатив был, два года он шёл.
- Часто приходится использовать навыки звонаря?
- Ну, не так чтобы часто. Вот в Вене было дело, в Лейпциге. В Вене в церкви Николая Чудотворца меня знают, я там и в хоре помогаю периодически. Когда реставрировали звонницу, колокола висели у них не по-русски, и я предложил перевесить. Обычно в русской традиции колокола висят в оконных проемах, а в Вене по западной традиции колокола находились в металлической конструкции, называется карильон. Он находится внутри звонницы, колокола там располагаются все вместе, чтобы удобно было бить. После реконструкции один большой колокол мы оставили внутри, хлопотно его было перевешивать, а все остальные развесили по проёмам.
А начинал я как звонарь здесь, на Волге. Пришёл в церковь, интересно было, женщина пожилая звонила, она рассказала, что и как. Я попробовал – в связке четыре колокола в одной руке, три — в другой. Позже уже общался я со звонарём из Петропавловского собора в Самаре, он мне показал несколько секретов, которым его, в свою очередь, научили старшие. Это традиция, которая передаётся через поколения. В Самаре я узнал кардинально новое в приёмах колокольного звона. И с этим багажом приехал в Саратов. Мы ездили по городам России, по Золотому кольцу, в Краснодар, в общем, много ездили. Со своими колоколами. И после окончания Саратовской консерватории тоже ездили.
- Вы живёте в Австрии. Принято считать, что в Европе все есть. А как по вашим ощущениям: бывает, что вам чего-то там не хватает?
- Раздолья. На красный свет не проедешь (смеётся). В принципе, там, так же, как и здесь, и поля есть, и леса, но какое-то неродное всё.
Ф. Гомина, фото автора
Авария произошла вечером 16 сентября 2024 года в Волжском районе недалеко от поселка Ровно-Владимировка. Вазовская… Читать далее
Глава региона отреагировал на информацию о превышении в воздухе микрорайона предельно допустимой концентрации вредных веществ.… Читать далее
Основной темой совещания, состоявшегося 16 сентября 2024 года, стала реализация социальных проектов на территории региона… Читать далее
Лучшим в сезоне стал тольяттинец. На площадке ТК «Амбар» в воскресенье, 15 сентября, состоялся финал… Читать далее
Сезон работы фонтанов завершается, конструкции готовят к зиме. В Самаре 16 сентября 2024 года прошли… Читать далее
Он брал с потерпевших предоплату, но не выполнял обязательства. Учредитель юридической фирмы из Самары признан… Читать далее
Причина – плановые работы на сетях водоснабжения. Как сообщает «РКС-Тольятти», на 17 сентября запланированы работы… Читать далее
На оперативном совещании в областном правительстве 16 сентября 2024 года глава Управления Роспотребнадзора Самарской области… Читать далее
207,68 руб. составит стоимость одного дня пребывания в детсаду ребенка старше 3 лет. На сайте… Читать далее
Торги прошли 16 сентября 2024 года. Администрация Самары намерена взять два кредита на сумму по… Читать далее
Об этом во время оперативного совещания облправительства 16 сентября 2024 года сообщила глава города. Жители… Читать далее
Он уведомил об этом губернатора. Николай Ренц увольняется с должности главы Тольятти. Об этом стало… Читать далее
Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с использованием политики Cookies.
Политика конфиденциальности