Илзе Лиепа в Самаре: “Балет – это наша нацио­нальная гордость”

Илзе Лиепа в Самаре: "Балет – это наша национальная гордость" | CityTraffic

Лауреат нацио­нальной театральной премии “Золотая Маска” Илзе Лиепа привезла с коллегами в Самару фести­вальный проект “Волжские сезоны”.

Два дня артистка, а также балет­мейстер Елена Богданович и доцент кафедры хорео­графии ГИТИСа Елена Андриенко на площадке оперного театра учат 150 педагогов и хорео­графов Самарской области. Кроме занятий, на сцене театра проходят показы спектакля “Князя Владимир”, который органи­заторы проекта в течение года поставили с участием лауреатов Всероссийского конкурса “Весна священная”: самар­ского детского музыкального театра “Задумка”, ансамбля танца “Улыбка” Свердловской государ­ственной детской филар­монии и шоу-балета “Алиса” из Керчи. В проме­жутке между занятиями и показами поста­новки Илзе Лиепа рассказала журна­листам, почему важно воспи­тывать молодых танцов­щиков в провинции, зачем устанав­ливать границы дозво­ленного в воспи­тании детей и как самарский ансамбль “Задумка” оказался одним из лучших в России.

- Как возникла идея проекта, и почему появилась потреб­ность проводить его в регионах?

- Когда я со своей командой попала в пространство детских балетных школ, стало понятно, что, прежде всего, необходимо позна­ко­миться с молодежным танце­вальным сообще­ством страны. На это ушло несколько лет серьез­нейших иссле­до­ваний, когда мы проехали буквально всю Россию. Например, в Якутии за несколько дней мы посмотрели более четырех тысяч детей. Но дело не в цифрах, а в необхо­ди­мости реального знакомства с каждым регионом.

Танец — это наше нацио­нальное достояние. Как вы помните, в конце XIX – начале XX века страна достигла неверо­ятной высоты в области балета. Но потом мы пошли дальше, балет стал танце­вальной культурой, и возникли нацио­нальные коллективы. Очень не хочется терять его силу и мощь. Мы же не задаемся вопросом: “Почему мы должны стараться быть первыми в хоккее”. Это лицо нашей страны. Это наша нацио­нальная гордость. В танце тоже самое: очень не хочется сдавать первые рубежи, есть желание быть законо­да­телями этого искусства. Многие отече­ственные педагоги разъе­хались по всему миру и стали работать в других странах. Так возник балет в Англии, так он возро­дился во Франции, так он с нуля появился в Японии, Корее и многих других странах, где его никогда не знали. Теперь хочется все это собрать воедино и найти нашу нацио­нальную идентич­ность.

Без любитель­ского творчества и увлечения нашей молодежи танцем, без понимания нашими парнями важности выбора балета, осознания того, что это здорово, что это сделает их жизнь интересной, ничего не будет. Как сказал артист Михаил Барышников: “Танец – это тяжелая работа для настоящих парней”. Если это развивать, можно надеяться, что на почве любитель­ского танце­вального творчества мы удержим ту непре­взой­денную планку, которую себе задали. Так родился наш проект. Мы собрали команду серьезных профес­си­о­налов, которые мыслят с нами в едином ключе, и стали искать поддержку в регионах.

Конечно, вы понимаете, что такой большой проект не был бы невоз­можен без поддержки местной власти. Я очень рада, что Дмитрий Игоревич Азаров понял и почув­ствовал важность этого проекта для региона. Мы получили от него мощную поддержку и смогли в полном объеме привезти в Самару первый сезон нашего проекта. Но здесь нельзя ограни­читься одним приездом: нужна полно­ценная работа на протя­жении нескольких лет.

Я благо­дарна педагогам-хорео­графам, которые сейчас ждут меня на занятиях и которые с неверо­ятным интересом работали с выдаю­щимся препо­да­ва­телем Еленой Богданович. Она правильно говорит, что на своих занятиях она не спустилась со своей профес­си­о­нальной высоты, а наоборот, поднялась к детям, многое открыв для себя как для большого мастера. Я очень дорожу тем, что мы при ее участии сделали и что ваш регион увидит завтра: я имею ввиду гала-концерт в рамках поста­новки “Князь Владимир”. Я горжусь своими едино­мыш­лен­никами, силами которых это было сделано. Когда мы говорим, что все лучшее должно доста­ваться детям, мы подра­зу­меваем под этим, что все главные дости­жения в области искусства должны быть доступны ребятам, которым нужно превра­титься в часть театрального пространства. В этом пространстве они сосуще­ствуют с режис­сером театра Вахтангова Владимиром Ивановым, хорео­графом Еленой Богданович, актерами Андреем Мерзликиным и Николаем Бурляевым. Этот опыт для ребят, конечно, бесценен.

С помощью этого проекта мы хотим вырастить детей, которые бы любили свою страну и историю. Через работу над такими поста­новками, как “Князь Владимир”, им намного проще понять, что великие имена нашей истории – не какие-то мифы, ушедшие в прошлое, что это их реальная сегодняшняя жизнь, что им это близко. Также очень важно, чтобы ребята понимали, что их работа тоже важна. Каждый раз я вижу, с каким энтузи­азмом они трудятся, и какая неверо­ятная творческая энергетика идет от них, когда они на сцене. Видно, что они делают это с любовью. Я очень рада и с нетер­пением жду завтрашнего дня. Надеюсь, что у нас все сложится хорошо.

- Проект рассчитан на три года и будет проходить в три этапа: в этом году пройдут мастер-классы хорео­графов, а что будет дальше?

- Во-первых, вчера мы объявили о сборе анкет у всех участ­ников форума и мастер-классов. Это делается для того, чтобы они написали в заявках, что им интересно. Для нас это важно. Например, вчера в Екатеринбурге мы узнали пожелания педагогов-хорео­графов, и Елена Андриенко с поправкой на их мнение провела семинар по основам класси­че­ского танца, потому что нас засыпали вопросами на тему испол­нения опреде­ленных движений на сцене. То, что делает Елена Богданович, тоже бесценно. На своем занятии она дала педагогам посыл, и теперь нам нужно посмотреть, что и как они поняли. Вчера мы разби­рались с каждой конкретной компо­зицией, а теперь нам нужно увидеть, что из этого получится: это и будет следующим этапом нашего проекта. Возможно, мы организуем работу по аналогии с практикой, которая была у нас в Екатеринбурге, где мы органи­зовали танце­вальный проект совместно с коллек­тивами области. Впереди у нас большая интересная работа.

- Почему вы с коллегами выбрали для гала-спектакля вашего проекта, в том числе, коллективы из Керчи и Екатеринбурга?

- Гала-спектакль – это вершина в области детского и юноше­ского танца. Наш фонд учредил премию в этой области “Весна священная”, которая признана министер­ством культуры РФ нацио­нальной. Нам было очень важно поставить высокую планку в детском и юношеском танце­вальном творчестве, потому что в стране проходит огромное количество фести­валей и конкурсов. Есть и очень интересные, и низко­пробные. Чтобы отделить то, что мы действи­тельно ценим, то, что важно, мы отбираем для гала-спектакля “золотых” лауреатов нашей премии. У нас есть творческое сообщество, которое может для каждого спектакля выбирать свои коллективы. В этом году мы делаем проект, связанный с театральными сказками. Камерные показы подго­тов­ленного в рамках него спектакля пройдут в этом году на сцене Малого театра. Мы задей­ствуем в работе девять танце­вальных коллек­тивов, насчет которых были уверены, что сделаем с ними большой проект, и не ошиблись.

Что же касается “Князя Владимира”, мы выбрали для поста­новки мощную тему и поставили перед собой очень серьезную задачу, поэтому задей­ствовали в работе сильнейшие коллективы. В воспи­тании молодежи нет неважных вещей. Если с ребенком младшего школьного возраста готовят компо­зицию на англо­язычную песню с тяжелым ритмом, и он это репетирует в течение нескольких месяцев, это наносит серьезный урон его душе. Очень важно определить границы недопу­стимого, показывать детям положи­тельные примеры. К счастью, ваш регион ими богат. Как вы знаете, одним из участ­ников спектакля, с которым мы в Самаре работаем, стал коллектив “Задумка”, который возглавляет Елена Колотовкина. Это один из лучших коллек­тивов России не только по резуль­татам подго­товки, но и по концепту работы с молодежью. Посмотрите, сколько парней в коллективе – это главный показатель его уровня. Важно, чтобы в таком ансамбле созда­вались необхо­димые условия, чтобы работать в нем приходили молодые люди, которым было бы интересно и которые бы испытывали гордость от того, что они трудятся в этом коллективе. Это нужно брать за образец.

Наталья Николаева, фото автора

Поделиться ссылкой:

Следующая Новость

Россияне требуют предоставить им право отказаться от бесплатной медицины и не платить за это взносы с зарплаты

Чт Мар 7 , 2019
Автор иници­ативы, разме­щенной на сайте РОИ считает, что нужно дать людям возмож­ность выбора — оплачивать взносы ОМС и пользо­ваться бесплатной медициной или отказаться и потратить эти деньги на ДМС и обслу­жи­вание в платных поликли­никах с улучшенным качеством сервиса. - В настоящее время работо­датель обязан платить взносы на обяза­тельное медицинское страхо­вание работ­ников в размере 5,1% от заработной платы. При этом […]
Илзе Лиепа в Самаре: "Балет – это наша национальная гордость" | CityTraffic

Рубрики