Директор театра "Современник" о скандальном спектакле с Михаилом Ефремовым: "Мы сожалеем о том, что произошло в Самаре"

Игорь Попов дал официальный комментарий по поводу ситуации, сложившейся в связи с показом спектакля "Не становись чужим", негативно воспринятым самарской публикой.

Как сообщал ранее "СитиТрафик", двухдневные гастроли московского театра "Современник", проходившие под эгидой программы "Большие гастроли - 2018", организованной Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ, ознаменовались в Самаре скандалом: зрители заявили, что артист Михаил Ефремов был пьян и нецензурно выражался в адрес публики.

Артист отреагировал на эти обвинения, заявив, что пьеса слишком сложна для самарских зрителей, и они просто "не догоняют".

Врио министра культуры Самарской области Сергей Филиппов, заявил, что считает выходку Ефремова безобразной и надеется на то, что руководство театра "Современник" найдет способ извиниться перед самарской публикой. Он также отметил, что "сложная" пьеса ему не понравилась, однако он досидел до конца, в отличие от большого числа самарских зрителей, массово покидавших театр.

Разобраться со скандалом в театре пообещал директор "Современника" Игорь Попов.  И вот 12 марта на сайте театра появился его  официальный комментарий.

"В Самаре мы играли два дня. В первый день – "Не становись чужим", а на следующий – "Пять вечеров". Никаких претензий ни в соцсетях, ни у журналистов ко второму спектаклю не было. Он прошел идеально, я сам читал хорошие отзывы зрителей.

Размышляя о том, что произошло на первом спектакле, могу сказать следующее. С моей точки зрения, главной ошибкой было везти на гастроли новый, еще не до конца вставший на ноги спектакль. Премьера "Не становись чужим" состоялась в Москве в январе этого года, то есть полтора месяца назад. К тому же эта конкретная постановка требует серьезной подготовки зрителя, предварительной работы с публикой, в ходе которой было бы объяснено, какого рода произведение им предстоит увидеть. Это, судя по всему, не было сделано ни пиар-службой театра, ни сотрудниками принимающей нас на гастролях компании. И пьеса Пинтера, и постановка Газарова, осуществленная в жанре черной комедии, а порой и гиньоля, требуют определенной подготовки. На афише спектакля, сделанной для Самары, был размещен крупный план Михаила Ефремова в образе его персонажа Макса – очень старого человека, к тому же малосимпатичного. Таким образом мы пытались дать понять, что ждать от спектакля появления Михаила в привычном образе веселого и обаятельного человека не стоит. К сожалению, этого оказалось недостаточно, и вины театра я в данном случае не отрицаю. Но зритель, очевидно, ожидал увидеть совсем другое.

Второе. Сцена любого оперного театра – не лучшее пространство для показа драматических спектаклей. Как показала практика, требуется подзвучка для того, чтобы всему залу было слышно все, что говорят на сцене. В силу целого ряда обстоятельств на первом спектакле ее не было, что тоже является виной театра, и мы ее признаем. И хотя каждый из участников спектакля – а все они профессиональные артисты с большим опытом и хорошо поставленными голосами – старались как можно громче подавать текст, ни одного из них не было хорошо слышно, особенно тогда, когда, следуя поставленной режиссером мизансцене, они должны были произносить текст не напрямую в зал, а в сторону или отвернувшись от него. Физическая невозможность услышать все, что говорят на сцене, помноженная на незнакомую сложную пьесу и эксцентричный рисунок ролей, вызвали волнение в зрительном зале и многочисленные, не всегда доброжелательные, реплики, призывающие артистов говорить громче. Это и сподвигло Михаила Ефремова ответить на крики из зрительного зала, причем сделать это не от себя лично, а в образе своего героя Макса, персонажа, как я уже говорил, малоприятного. Безусловно, опытному артисту не стоило этого делать. Печально, что Михаилу Олеговичу не удалось справиться с этой ситуацией.

Как бы там ни было, факт остается фактом: пусть и в конфликтной ситуации, но спектакль состоялся, он был доигран до конца и значительной частью зрителей был понят.

Мы сожалеем о том, что произошло в Самаре. Надеемся, что спектаклем "Пять вечеров" смогли исправить негативное впечатление от гастролей театра".