Пока в Москве разрабатывают механизм государственного регулирования для сервисов, вроде BlaBlaCar, жители Самарской области продолжают активно пользоваться райдшерингом.
Несколько месяцев назад в некоторых регионах страны промелькнули новости о штрафах, выписанных сотрудниками ГИБДД в отношении водителей пассажирского транспорта за незаконную перевозку пассажиров. Периодические профилактические рейды ГАИ, в ходе которых проверяется состояние пассажирского транспорта – обычное дело. Но журналисты нашли в Поволжье, а именно в Чувашии, прецедент, когда был оштрафован водитель, взявший с собой попутчиков через один из сервисов совместных поездок. Казалось бы, один случай – не показатель массовости данного явления. Но в начале текущей недели «Российская газета» напомнила читателям, что законодатели готовят единые правила для так называемых совместных поездок карпулинга или райдшеринга. А это уже весомый повод вернуться к злободневной теме.
Основной причиной, по которой государство стремится взять под свой контроль сервисы совместных поездок, можно назвать стремление воспрепятствовать получению незаконного заработка недобросовестными водителями. Или, например, заботу о безопасности пассажиров. Ведь водители-частники, в отличие от тех, кто управляет рейсовым пассажирским транспортом, не проходят предрейсовый медосмотр. Да и свои автомобили они показывают механикам явно реже, чем проводится техосмотр маршруток и автобусов. К тому же, своих пассажиров, а значит и прибыль от перевозок, теряют компании, занимающиеся междугородними перевозками, железнодорожники и авиакомпании. А в некоторых из них, как известно, есть доля государственного капитала.
Заядлые путешественники возразят, что у любого сервиса для подбора попутчиков есть система оценки водителей и машин, которая не позволит набрать попутчиков человеку, который был замечен за рулем нетрезвым или на автомобиле, состояние которого не выдерживает критики пассажиров. И все-таки будет явным лукавством не замечать по факту регулярные рейсы машин вроде 7‑местных Lada Largus или Hyundai Starex, которые расписаны на несколько месяцев вперед на том же BlaBlaCar. Попробуйте добраться таким образом из Москвы или Самары, например, в Ташкент. Маршруты эти весьма востребованы. И тут очевидно, что водитель изначально совершает поездку с целью заработать денег, а никак не скоротать время в приятной компании и возместить часть затрат на топливо.
В компании BlaBlaCar на запрос корреспондента «Сити Трафика» сообщили, что строго запрещают использование сервиса в коммерческих целях простыми автовладельцами, позволяя им лишь частично компенсировать стоимость своих расходов на топливо: «Согласно постановлению Краснодарского суда, такая деятельность – райдшеринг – не нарушает законов РФ. Получать прибыль могут лишь водители, которые имеют разрешение на оказание соответствующей деятельности, платят налоги со своих доходов и так далее. BlaBlaCar строго соблюдает законы РФ и при необходимости взаимодействует с надзорными органами с целью выявления нарушителей».
Собственный опыт поездок с попутчиками показал, что на разовых поездках даже на длинные расстояния заработать не получится. Между тем, для пассажиров этот способ передвижения вполне комфортный и экономичный. Опыт показывает, что даже совместные поездки из Самары в Тольятти и обратно пользуются солидным спросом.
Андрей Серегин, фото автора