Зрители выразили уверенность в том, что он создан по заказу Катаржины Матушковой, которая пыталась оправдать провал своего мужчины.
До тольяттинских любителей документалистики докатилось эхо Пятого международного фестиваля активистского документального кино «Делай фильм». На площадке открытого лектория библиотеки Автограда в рамках проекта «Свободная среда» состоялся показ фильма чешских кинематографистов «Работа в России» («The Russian Job»).
«Делай Фильм» — это фестиваль документального кино, которое формирует альтернативную точку зрения на общественные процессы, происходящие в современном мире, и показывает социальные практики, меняющие окружающую действительность. Создатели фестиваля призывают «всех находиться в поисках альтернативы существующему порядку».
Участник программы фестиваля «Делай фильм», который проходил в апреле этого года в Москве, чешский режиссер Петр Хорки (или Петр Горький) поведал зрителям в своей киноленте о сложных отношениях шведского менеджера Бу Андерссона и коллектива Волжского автомобильного завода. Для тольяттинского зрителя фильм показался особенно интересным, потому что это наша общая недавняя история, в которой попытались разобраться в последующей за просмотром дискуссии.
Авторское описание фильма выглядит так: «Автомобильный завод, который был самым большим и самым лучшим в бывшем Советском Союзе, погрузился в финансовый кошмар. Ожидается, что шведский менеджер с большим опытом работы вернет его к процветанию. Они встречаются в городе Тольятти, в глубинке России. Никто не хочет сдаваться. «The Russian Job» — история о грандиозных планах и еще более грандиозном абсурде, рассказанная в прекрасно обработанной картинке».
Лейтмотивом этой истории могли бы послужить слова, сказанные Андерссоном в фильме: «Иногда мы говорим, что люди в России хотели бы революции, но одновременно — они считают, что ничего нельзя менять».
Участники дискуссии, среди которых были и работники АвтоВАЗа согласились, что при всей противоречивости Бу Андерссон — это трагический герой нашего времени.
Некоторые участники дискуссии отметили хороший европейский уровень фильма снятого о Тольятти, но в тоже время им показалось, что это хоть и правдивая история, но показанная только с одной стороны — Бу Андерссона и его команды. И, по мнению части зрителей, это не беспристрастная история того, как европейцы ощущают глубинку России. В то же время это поучительная, по мнению зрителей, история для жителей Тольятти, потому что иностранная команда показала нам наши черты, которые Андерссон не смог преодолеть.
- На мой взгляд, фильм вполне правдив, потому что показаны все недостатки АВТОВАЗа, — поделился во время обсуждения фильма работник завода Владимир. — Многие из этих недостатков как были, так и остались, мало что поменялось. Да, наверное, Андерссон прав, когда говорит, что не справился с поставленной задачей. У каждого человека в работе есть свои плюсы и минусы. Но в работе Бу Андерссона я вижу много плюсов. Если взять банальные туалеты — это же наша беда в России, сами понимаете. И вот Бу ушел, а туалеты, которые при нем явно улучшились, сейчас опять начинают хиреть, надо теперь еще одного Бу. А почему у нас это не делается системно? Вовремя не ремонтируют, уборщиц сокращают.
- Просто у нас с 2008 года «Рособоронэкспорт» на заводе всем занимался. Без конца менялись эти москвичи, московское руководство, как они получили свое, потом завод продали. И завод постепенно приходил в упадок. Это все тянулось с 2008 года, начиная с декабря. Люди же как могли выживали, — заявила зрительница, которая также трудится на АВТОВАЗе.
- Я 27 лет отработала на заводе и во времена Бу Андерссона попала под сокращение, — вступила в дискуссию другая бывшая сотрудница завода. — Фильм, конечно же беспощадный. Фильм мне понравился, в стилистике очень интересной снят. И я вижу, что здесь присутствуют только молодые люди, которые не соприкасались с ВАЗом, желаю молодым людям идти другой дорогой и победить.
Это тяжелое производство, тяжелая работа, и я считаю, что по сравнению с другими предприятиями у нас еще высокая организация труда, но со временем и в целом наша организация труда и ее уровень понизились. Это началось еще в пресловутые «девяностые годы», в начале фильма Андерссон говорит, что я знаю много хороших работников, но я знаю и очень много плохих менеджеров, единственной задачей которых было обогащение. Вот это обогащение менеджеров и задало тон всему движению к упадку предприятия. И на фоне этой картины, по моему мнению, Бу Андерссон — это маленький герой нашего времени, который противостоял алчности, он действительно хотел поменять наш менталитет.
- Я не могу сказать, что меня трогает судьба завода, — признался Александр. — Мне интересна эта работа чешского режиссера именно как фильм. Могу сказать, что фильм злой, хотя приятно, что фильм такого европейского уровня снят о Тольятти. Но все-таки мне показалось, что фильм несколько предвзято излагает события и образ жизни. С одной стороны все то, что показано в фильме это можно увидеть и в городе, и на заводе — с этой стороны это правда, но это такая избирательная правда. Не думаю, что фильм ставил задачу очернить что-то, но получилась несколько гипертрофированная картина. Мне показалось, что здесь несколько сгущены краски в нюансах и деталях. То есть не все так грязно и не все так странно, как показано в фильме. И мне кажется, фильм не беспристрастный, и у той команды, которая снимала это кино, есть уже заранее выработанное отношение к происходящему.
- Я бы хотела ответить предыдущему оратору, что фильм создан по заказу женщины, которая пытается оправдать своего мужчину, — взяла слово еще одна работница АВТОВАЗа. — Я больше чем уверена, что это заказ Катаржины (Матушковой, спутницы жизни Андерссона — ред). Попытка объяснить с ее стороны, почему с Бу здесь случился провал. Поэтому фильм представляет собой выборку фактов. И я согласна, что это правда весьма однобокая. Но почему эта правда нам важна? Потому что иностранная команда показала нам те наши черты, которые Бу не смог преодолеть. И нам надо обязательно пересматривать эту ленту, чтобы избавиться от того негативного, что обозначено в этом фильме.
- Как бы в этом фильме не хаяли заводчан, но я сталкивался по работе в основном с хорошими людьми, — вступил в дискуссию молодой человек Никита. — Да, там разруха, цеха грязные, как они говорят в фильме, но люди там хорошие. Дальше по действию фильма говорится, что мы сократим 15000 человек, и он говорит об этом так буднично, можно подумать, что для него это какой-то список на листе, а ведь у этих людей есть семьи, у кого-то дети маленькие. Хорошо, сказали они, мы сократим худших из худших, но вот у моей мамы, которая попала под сокращение, грамоты были за хорошую работу. Почему она была уволена? Потому что она не была в дружеских отношениях с бригадиром.
Также в фильме команда Андерссона говорит, что русские то не хотят, русские это не хотят, но самое смешное, что они требуют от нас европейских стандартов, но зарплаты условия и прочее они не собираются повышать. В Европе бы профсоюзы быстро бы объяснили им, где их место. У нас такого нет — профсоюзы у нас бездействуют. И в конце Андерссон говорит, что я не справился, русские ничего не хотят, но позволь ты, же сам ничего не предложил и только все испортил.
Цитаты из фильма
Бу Андерссон:
«Я люблю Россию, я вижу, что в ней есть хорошие люди. И я вижу, что есть плохие управленцы, которые только думают о себе»
«Президент, которого я встретил 5 недель назад, сказал мне: » Не могу сказать, что я вас поддерживаю, но делайте больше»
«Они назвали 9 различных причин, почему уволили меня. Большинством из них было то, что я сделал слишком много и слишком быстро, не проявив должного уважения к людям. И я планировал уволить еще больше людей».
«Если бы я знал то, что знаю сейчас, то я бы не согласился на эту работу, потому что временами говорят, что русские хотят революции, но не хотят ничего менять. С тем, что я знаю сегодня — я бы не стал заниматься этой работой. Люди говорят: «мы приехали сюда в 1965 году. Мы были избраны, и должны иметь, куда лучшую жизнь, чем кто-либо в России. Когда вы приехали, мистер Андерсон, мы это потеряли».
Катаржина Матушкова:
«Мы пришли сюда, чтобы что-то сделать. Мы хотели изменить историю… и образ мышления людей».
Все желающие могут посмотреть фильм на YouTube и составить свое мнение об этой неоднозначной ленте.
Ф. Гомина, фото автора