По сообществам ребенка в соцсети можно оценить его успеваемость

На группы про экзамены, как правило, подписаны лишь сильные ученики.

Как показало исследование экспертов образования НИУ ВШЭ, у детей с разной успеваемостью отличается и социально-сетевая активность. Анализу подверглись страницы 674 московских учеников 5-10-х классов. В социальной сети "ВКонтакте" были выделены 883 сообщества, на которые подписаны дети. Ученые анализировали профили, учитывали пол, возраст и оценки их владельцев. Выяснилось, что профили имеют возрастные и гендерные особенности и связаны с достижениями детей в учебе.

Как отмечают авторы исследования, во "ВКонтакте" чаще дружат между собой школьники и студенты с одинаковой успеваемостью. Есть группы троечников и группы отличников. Большинство подростков при этом сегодня называют социальную сеть основным источником информации, а информация в этой социальной сети – это как раз друзья плюс подписки. Таким образом, эксперты пришли к выводу, что учащиеся с разной академической успеваемостью живут в совершенно разных мирах онлайн.

У подростковых групп в соцсети есть общие особенности. В них почти нет школьной тематики. Школа, учеба не входят в сферу интересов детей. Исключение - экзамены, однако на такие сообщества подписаны только сильные ученики.

Большинству подростков в соцсети интересны истории с острым сюжетом, в том числе о романтических отношениях, сексе, а также истории с неожиданным финалом. В фокусе внимания также нетривиальные идеи: изобретения, лайфхаки и юмор.

Девочки уже с шестого класса интересуются сообществом "Давно не дети", где есть весьма откровенные рассуждения и грубая лексика. Мальчиков-ровесников на эту группу подписано меньше. Похожее сообщество - "Мужской юмор Fun Time" - привлекает мальчиков позже, в восьмом классе. Обычно это не лучшие ученики.

Набор интересов различается как между мальчиками и девочками, так и между учениками с разной успеваемостью. Изучив набор подписок ребенка и не зная его возраста, пола и оценок, можно определить все эти параметры. Хорошо определяется принадлежность к возрастной группе (диапазон точности – от 70 до 98%). Образовательные результаты школы, в которой учится ребенок, предсказываются с точностью 83%. Анализ профилей детей показал, что развитие интересов школьников происходит по разным траекториям в зависимости от успеваемости.