В Самаре фракция ЛДПР предложила наделить депутатов правом согласовывать назначение министров

Однако законодательная инициатива "соколов Жириновского" не была поддержана даже коммунистами и расценена как попытка вторжения в полномочия губернатора.

Заместитель председателя Самарской губернской думы, лидер фракции ЛДПР Александр Степанов на заседании комитета по законодательству 16 марта 2017 года предложил внести изменения в статью 76 Устава Самарской области, дав депутатам право согласовывать не только кандидатуру председателя правительства и вице-губернаторо в, но и всех руководителей органов исполнительной власти Самарской области.

- Основной идеей законопроекта является установление системы издержек и противовесов между исполнительной и законодательной системы власти взамен существующей лишь на бумаге. На губернатора Самарской области возложена колоссальная ответственность по принятию кадровых решений в отношении министров, и фракция ЛДПР поддерживает его курс. И в сегодняшних реалиях мы, депутаты, в большей степени несем ответственность перед народом за действие или бездействие высших должностных лиц исполнительной власти, - начал свою речь депутат Степанов. - О том, что министры не всегда должным образом выполняют свою работу, свидетельствует, в частности, заключение Счетной палаты о неосвоении бюджетных средств, либо об их неэффективном использовании.

Между тем, напомнил Степанов, практически все руководители органов исполнительной власти Самарской области, включая министров, назначаются на свои должности без какого-либо участия Самарской губернской думы.

- Следует отметить, что в 15 субъектах РФ региональные и законодательные органы государственной власти имеют полномочия согласовывать кандидатуры для назначения на должность хотя бы одного руководителя профильного органа исполнительной власти. Таким образом, предлагаемые изменения не станут причиной политического противостояния с чередой внесения и отклонения кандидатур, а наоборот, улучшат процесс отбора кандидатов на должности министров. В результате губернатор председатель правительства и вице-губернаторы получат больше информации о профессиональных и личных качествах потенциальных и областных министров, - заключил докладчик.

Однако его предложение вызвало скепсис не только у депутатов-единороссов, но и у представителей оппозиции.

Так, единоросс Николай Ренц посчитал, что принятие закона будет препятствовать политике.

- Мы тогда станем надправительственным органом, - заявил Ренц. - Я не вижу в этом необходимости. Ведь раз согласовываем, значит, и снимать должны тогда! Давайте дальше идти! – заявил он.

Депутат от КПРФ Алексей Краснов также неожиданно (учитывая тот факт, что ЛДПР всегда поддерживает все инициативы коммунистов) выступил против принятия этого законопроекта.

- На самом деле, эти две нормы, которые введутся, не дадут реальных рычагов воздействия на министерства. Если взять те же предложения по бюджету, ничего не помешает согласованным нами министрам взять и не учесть наше предложение, потому что у них есть руководитель, который будет решать. На мой взгляд, у нас есть губернатор, который этих людей выбирает, он же их и согласовывает, и, соответственно, несет всю полноту ответственности за этих людей. Каждая их ошибка – это и его ошибка. А тут получается, мы основную массу управленческих решений доверим губернатору, а в любой момент, когда этот министр допустит какую-то ошибку или совершит какое-то преступление, нам скажут: "Вы же, депутаты, его и согласовали!" Учитывая, что мы, коммунисты, расходимся в курсе с губернатором, когда будет утверждена такая форма, мы будем нести еще и ответственность за это согласование, - заявил представитель компартии Краснов, добавив, что считает идею "сыроватой".

- Дума не отдел кадров! - выкрикнул кто-то из присутствующих с места.

Правовое управление СГД также высказалось против принятия законопроекта в том виде, в каком он был представлен.

- Та правовая модель, которая предложена разработчиком законопроекта, уже получала оценку Конституционным судом РФ еще в 2000 г. на примере изучения положения устава Республики Алтай. Там, действительно, была предложена модель, в соответствии с которой законодательный и представительный орган власти субъекта участвовал непосредственно в согласовании на должности руководителей всех уровней в системе органов исполнительной власти, в том числе в части исполнения полномочий, принадлежащих главе республики. Именно эта модель признана Конституционным судом противоречащей Конституции РФ в части, определяющей разграничение деятельности властей на основе принципа их самостоятельности, - пояснила представитель управления Майя Трошина.

По ее словам, в данном случае нарушается принцип разграничения властей в части нарушения баланса ветвей власти при вторжении Самарской губернской думы в непосредственные полномочия главы региона, лица, возглавляющего правительство, поскольку та формулировка, которая предложена в настоящее время в законопроекте, предполагает согласование Самарской губернской думой назначения на должности абсолютно всех должностных лиц, независимо от того, являются ли они министрами, государственными или гражданскими служащими в системе всех органов исполнительной власти Самарской области.

-То е сть, мы говорим о том, что согласованию будут подлежать руководители от вице-губернатора до начальника отдела, условно говоря. В этой связи, безусловно, мы выявляем чрезмерное вторжение Самарской губернской думы в полномочия органов исполнительной власти и высшего должностного лица Самарской области. Законопроект в этой части, безусловно, подлежит корректировке. В предложенном варианте он поддержан быть не может, - заключила Трошина.

В Минюсте также не нашли оснований для принятия законопроекта в представленном виде, посчитав, что он ставит исполнительную власть в зависимость от представительного органа и будет нарушать принцип разделения властей.

А представитель областной прокуратуры подчеркнул, что предлагаемый порядок голосования за кандидатов затруднит назначение на эти должности, потому что каждый депутат, не объясняя свои мотивы, может проголосовать против, что впоследствии может привести к параличу работы всех исполнительных органов.

В Администрация губернатора также были солидарны со всеми высказанными мнениям. 

- Все основные направления, которые являются приоритетными и базовыми, назначаются по согласованию с Самарской губернской думой. Более того, новые члены правительства приходят знакомиться с депутатским корпусом, и депутаты могут задавать им вопросы и даже давать некие наставления и поручения. Поэтому мы на сегодняшний день не видим оснований менять сложившуюся практику ,- заявили в администрации губернатора Самарской области.

После этого слово взял сам докладчик.

- Некоторые мои коллеги заблуждаются , что мой законопроект противоречит законодательству РФ. Если верить заключению прокуратуры, подписанному Хусаиновым, то федеральное законодательство позволяет субъектам РФ определять порядок назначения отдельных должностных лиц постановлением законодательного органа государственной власти субъекта. Круг этих лиц федеральным законодательством не конкретизирован. То есть, это не противоречит федеральному законодательству, - заявил лидер фракции ЛДПР.

Что касается Республики Алтай, то, по его словам, действительно после проверки всех перестали согласовывать.

- Но тем не менее, они сейчас согласовывают министра финансов , помимо вице-губернаторов и председателя правительства, согласовывают министра экономического развития и главу управления имуществом. Помимо Алтайского края, министры согласовываются в Чеченской республики, Удмуртии, Бурятии, Карелии и др. Там депутаты согласуют хотя бы одного министра. Как правило, это министр финансов или министр экономического развития. Поэтому я не считаю, что это противоречит федеральному законодательству . Я считаю, что, действительно, есть ошибки и недоработки, но в целом работу в этом направлении Самарской губернской думе надо продолжить, - настаивал автор поправок депутат Степанов.

- И хочется сказать, что если КПРФ боится ответственности, то ЛДПР не боится ответственности принимать решения, в том числе, и кадровые,- подытожил он.

После этого слово взял председатель комитета по законодательству Юрий Шевцов.

- Мои коллеги по прошлому созыву помнят, как губернатор представлял нам министров, фактически согласуя их с нами, - сказал он, предложив отправить законопроект на доработку.

Ксения Маянова