Вадим Михеев о нарушениях прошедшей кампании: "Если не хотите в "тюрьму", так делать нельзя"

Председатель Избирательной комиссии Самарской области в эксклюзивном интервью "СитиТрафику" рассказал о том, как идет подготовка к выборам президента, поделился своим мнением относительно прошедшей избирательной кампании, а также пояснил, с чем была связана проверка ЦИК, завершившаяся месяц назад.

В ноябре 2016 года Вадим Михеев был вновь переизбран на должность председателя Избирательной комиссии Самарской области. Таким образом именно ему предстоит провести выборы президента в Самарской области. Между тем в 2017 году в регионе должно пройти 14 кампаний. В интервью "СитиТрафику" он рассказал, как это будет и какие выводы сделаны его ведомством по итогам закончившейся кампании.

- Каковы результаты той финансовой проверки, которая проходила месяц назад в Избирательной комиссии Самарской области?

- Буквально сегодня пришел протокол, в котором указано, что нецелевого использования средств у нас не обнаружено. Есть отдельные недочеты в учетной политике, мы уже приняли постановление о мерах по их преодолению. В процессе проверки были устранены эти недочеты. Единственным неприятным моментом является вопрос о хищении денежных средств на участке 3002 в Октябрьском районе председателем участковой комиссии, который забрал около 140 тысяч рублей, чтобы, как он признался следствию, направить их на погашение своего кредита. Пострадал и областной, и федеральный бюджеты. Уголовное дело уже возбуждено.

- По поводу фальсификаций на прошедших выборах были возбуждены уголовные дела, некоторые члены УИКов лишились должностей. Но, тем нее менее, главы этих поселений остаются на своих местах. Может ли Избирательная комиссия, со своей стороны, способствовать к привлечению их к уголовной ответственности?

- Привлечь к уголовной ответственности может только Следственный комитет и следователи, которые занимаются этим вопросом. Я думаю, что в рамках своего расследования он примет соответствующие процессуальные решения. Давать прогнозы по уголовным делам я просто не могу и не имею права, потому что я не следователь. Но если будет четко установлено, кто эти лица, которые несколько раз голосуют на участках, я думаю, они будут привлечены к уголовной ответственности.

- Вы уже второй раз проводите масштабные кампании по выборам депутатов Государственной и Губернской дум. Впервые такие выборы прошли в 2011 году. Насколько предыдущая кампания 2011 года отличалась от последней, 2016 года, по выявленным нарушениям, по вниманию к региону со стороны Центризбиркома?

- Внимание Центризбиркома к Самарской области было всегда, но в 2016 году оно было повышенным, как вы видели сами. К нам приезжали две комиссии только из ЦИК, дважды приезжали уполномоченные Совета по правам человека при Президенте РФ. Поэтому, если сравнивать с выборами 2011 года, внимания было больше. Но в 2011 году политическая активность была выше, как и активность самих кандидатов. Была напряженность и в общественных движениях, были митинги после дня голосования. А в прошлом году основная претензия была в том, что на этих выборах был задействован административный ресурс. Действительно, те уголовные дела, о которых вы упомянули, к сожалению, показывают, что да, администрации определенных поселений, оказывается, тоже участвовали в этой работе. То есть, в той или иной части, административный ресурс был все-таки задействован, и это надо признавать и с этим надо бороться.

- Каково отношение ЦИК сейчас к Самарской области? По-прежнему ли поступают туда жалобы из региона?

- Жалобы идут до сих пор. И, я думаю, они будут продолжать идти, поскольку у нас было задействовано видеонаблюдение, и хранение этих видеоматериалов осуществляется в течение года. Поэтому, я думаю, к нам еще будут обращаться кандидаты, которые будут брать эти видеоматериалы и находить какие-то нарушения. Я думаю, те нарушения, которые будут установлены по этим жалобам, пойдут только на пользу системе, в том числе, и по ее очистке. Некоторые из снятых фильмов, которые нам присылают, можно использовать как учебное пособие для участковых комиссий о том, как делать не надо. То есть, если не хотите в "тюрьму", так делать нельзя.

- Какие вы можете сделать выводы по итогам прошедшей кампании как председатель Избирательной комиссии Самарской области?

- Нам много над чем еще предстоит работать, в том числе и по квалификации членов участковых избирательных комиссий, территориальных комиссий. Вопрос их обучения у нас сейчас стоит под номером один. Буквально на днях мы начнем курсы обучения как членов областной избирательной комиссии, так и членов территориальных и участковых избирательных комиссий. Я думаю, до дня голосования на выборах президента мы полностью охватим всех членов избирательных комиссий.

- Глава Центризбиркома Элла Памфилова обсуждала с представителями парламентских партий вопрос о переносе единого дня голосования с сентября на октябрь. Как вы относитесь к подобной инициативе? Насколько, по-вашему, перенос даты голосования будет способствовать росту явки избирателей?

- Этот вопрос обсуждается не первый день, и есть несколько вариантов. Последний был озвучен на встрече Эллы Памфиловой с лидером партии "Справедливая Россия" Сергеем Мироновым. Я думаю, Центральная комиссия все обдумает и выскажет свое мнение по этому поводу, а Избирательная комиссия Самарской области и я как ее председатель просто являемся исполнителями закона. Но логика, конечно, в этом переносе есть: не все успевают в сентябре вернуться из летних отпусков. Поэтому, может быть, это реально сыграет на повышение явки избирателей.

- Еще одна обсуждаемая сейчас инициатива - отмена открепительных удостоверений, которая в случае ее реализации может позволить голосовать людям независимо от места их прописки. Инициатива также направлена на повышение явки избирателей. Насколько, по-вашему, это реально сделать в текущих условиях?

- Недавно состоялось первое заседание Совета председателей избирательных комиссий субъектов РФ в Центральной избирательной комиссии, на котором я также присутствовал, где среди прочих обсуждался и вопрос о полной отмене открепительных удостоверений. Во-первых, это сразу позволит снизить поток критики по поводу того, что с помощью открепительных удостоверений ведутся какие-то махинации. Во-вторых, действительно, облегчит самим избирателям участие в голосовании. Насколько этот вариант будет реализован в законе, покажет время. Но, на мой взгляд, он имеет право на жизнь, поскольку достаточно прост и может обеспечить более широкое применение, нежели институт открепительных удостоверений.

- Сейчас обсуждаются способы недопущения повторного голосования на одном и том же участке, и одной из новаций является проставление специальных пометок в паспортах граждан или использование специальных чернил. Специальные чернила, к примеру, активно используют за рубежом. Насколько, по-вашему, эти меры реализуемы на территории России?

- Я был наблюдателем на выборах в некоторых странах. Если мы возьмем практику иностранных государств, то там человеку на руке после голосования делают отметку о том, что он проголосовал, и, когда он приходит на участок, она видна в инфракрасном излучении. Насчет отметок в паспортах я не слышал.

- То есть, смыть эти чернила и пойти проголосовать во второй раз там они уже не могут?

- Эти чернила держатся в течение суток, то есть, смыть их невозможно. В некоторых странах такую практику используют.

- Насколько эти технологии затратны в современных российских реалиях?

- На самом деле купить на каждый участок портативный инфракрасный излучатель и специальный маркер, который будет делать отметки, - это не очень затратно.

- На одном из заседаний ЦИК прозвучал призыв ко всем субъектам РФ более активно переходить на цифровые способы передачи данных о выборах в ЦИК, налаживать сотрудничество с главами регионов по поводу выделения средств из местных бюджетов на эти цели. Вы рассказывали, что обращались с соответствующим письмом к губернатору Самарской области Николаю Меркушкину. На каком этапе сейчас находится это обращение? Получен ли ответ на него?

- На сегодняшний день мы попадаем в те 32 региона, где пока используются аналоговые каналы передачи данных. Сейчас ведется работа по всем 32 субъектам, в том числе, по Самарской области, по переводу на цифровые каналы. По данным на 27 февраля, 7 субъектов РФ уже заключили соглашения. Наше соглашение сейчас находится в стадии проработки. Мы плотно взаимодействуем с департаментом информационных технологий и связи Самарской области, совместно прорабатываем варианты использования инфраструктуры, которая есть в государственной собственности Самарской области, для того чтобы использовать ее для передачи данных, и параллельно прорабатываем вопрос использования инфраструктуры муниципалитетов. В частности, Самары и Тольятти, поскольку там они относятся к муниципальной собственности, и придется заключать соглашение не только с правительством Самарской области, но и с администрациями этих городов. Поэтому работа в этом направлении ведется. И, я думаю, до единого дня голосования она завершится. Более того, предусмотрено и участие федерального бюджета в этой работе. То есть, часть работ, которая необходима для функционирования системы, включая оборудование, будет оплачена за счет средств федерального бюджета Центром федеральной информатизации ЦИК России. Поэтому, средства и возможности есть, сейчас просто проходим процедурный вопрос.

В этом году у нас по плану должно пройти 14 кампаний по довыборам, и до 10 сентября мы, возможно, начнем работать с цифровыми каналами связи.

- В качестве одной из новаций грядущих избирательных кампаний этого года является использование протоколов с QR-кодом. Насколько Самарская область готова сейчас к применению таки технологий на выборах?

- Есть постановление Центральной избирательной комиссии, которое рекомендует использование этой технологии на всех выборах, которые пройдут в единый день голосования. Поскольку, как я сказал ранее, у нас по плану должно пройти 14 кампаний, то, соответственно, будет задействовано 14 участков. Я думаю, нам удастся активно поработать с главами муниципальных образований. Главная задача - чтобы на участке стоял компьютер и принтер, а программное обеспечение будет предоставлено Центром федеральной информатизации ЦИК. Еще один плюс заключается в том, что все данные с итоговых протоколов больше не надо будет вводить вручную в систему "ГАС-выборы". Будет достаточно сканировать QR-код для автоматического ввода информации.

- Насколько использование этих протоколов позволит обеспечить прозрачность выборов и пресечь возможность фальсификаций? Насколько они защищены от подделки? Мы рассчитывали на КОИБы, но, судя по итогам прошедшей кампании, их использование не смогло предотвратить нарушений.

- КОИБ принимает только бюллетень установленной формы. Никакую другую бумагу он не возьмет. Поэтому КОИБы свое дело делают. Более того, сейчас реализуется новая программа "КОИБ-2017", по которой будут закупаться дополнительные КОИБы. Сейчас прорабатывается вопрос с производителями, поскольку программа была приостановлена, и от их производства все отказались. Сейчас те производители, которые раньше их выпускали, рассчитывают свои мощности, насколько они смогут запустить эту программу. Центральная избирательная комиссия работает в этом направлении. Более того, субъектам РФ, которые просили дополнительные КОИБы, будет также предложено поучаствовать в этой программе и приобрести КОИБы за счет средств регионального бюджета. То есть, если раньше их закупала только Центральная избирательная комиссия, то сейчас эту возможность получат и сами субъекты РФ.

- То есть, Самарская область тоже будет претендовать на их получение?

- Здесь все будет зависеть от возможности регионального бюджета и от воли наших властей.

- А вы намерены обратиться с инициативой о внесении соответствующих поправок в областной бюджет?

- Как только Центральная избирательная комиссия даст такое указание о том, что, действительно, есть такая возможность, я думаю, будет обращение и самого Центризбиркома, и Избирательной комиссии Самарской области. Конечно, мы подключимся к решению этого вопроса.

Ксения Маянова