популярные видео



Женщины Самарской Луки были воинственными, а мужчины хорошо пели
Краевед Юрий Рощевский рассказал об образах, связанных с территорией Самарской области, и об особом менталитете ее жителей.
В Тольяттинской филармонии прошла публичная лекция Юрия Рощевского - одного из создателей национального парка "Самарская Лука", научного сотрудника Института экологии Волжского бассейна РАН, краеведа, эколога, этнографа. Это выступление стало частью Месячника науки, впервые проводимого филармонией. Лекция называлась "Локальные мифические образы и устойчивость нашего общества, или Нам нужны волкодир, шишига и ягая баба".
Предваряя ее, заместитель директора Тольяттинской филармонии, музыкант, общественный деятель Влад Радьков отметил, что краеведение, как и музыка, - это часть культуры, подсознательные образы которой могут воплощаться в картинах, фотографиях, танце, музыке и непременно связаны с территорией. О том, какие образы рождало подсознание людей, населявших Самарскую Луку, и рассказал Юрий Рощевский.
Лектор отметил, что одной из главных образующих частей нашей территории были Жигулевские горы. Народ, населявший их, любил смеяться, драться и даже грабить окружающих.
- Был период, когда на Самарской Луке жили люди-разбойники. И поэтому в менталитете наших жителей есть очень горделивая, неутихающая мысль: "Мы драчуны, мы разбойные ребята!" - рассказал Юрий Рощевский.
При этом женщины, по его словам, были более воинственными, нежели мужчины. В своей презентации Юрий Рощевский обозначил несколько типов боевого и непримиримого характера местных женщин. Сред них были такие, которые всю жизнь работали лесорубами.
- Понятно, что и говор у такой женщины был рубленый, - заметил Юрий Рощевский. – Она знала, как и что объяснить человеку. Хотя ее голосок – обычный, очень женственный, но характер и голос, как вы понимаете, - это разные вещи.
Рассказывая о менталитете мужчин-самараколукцев, лектор сделал акцент на том, что они не боялись говорить правду о вождях, а также были прекрасными певцами.
Напомнил Юрий Константинович присутствующим в зале и о юморе нашего народа. Оказывается, чувство юмора у нас особенное.
- Любой житель Самарской Луки, услышав, что у царя блестит одежда, начинал саркастически смеяться. Потому что блестеть одежда может у самого бедного человека, ведь она засаленная и затертая, поэтому и блестит. Наши жители могли над этим смеяться, чего не скажешь о тех людях, кто жили, например, в Подмосковье, – подытожил лектор.
Даже мифологические герои на Самарской Луке были со своей изюминкой. Например, Бабу Ягу самаролукцы привыкли звать наоборот "Ягой бабой", и местная ведьма - без ступы. А Колобок у самаролукцев звался "коробком". Вместо Царевны Лягушки здесь была Невеста Лягушка, а вместо Кощея Бессмертного – Каращун.
По окончании лекции Влад Радьков заметил, что, по его мнению, "чесночность" образа самаролукцев, выразившаяся в их прямолинейности, бойцовских качествах, умении не бояться сложностей, вышестоящего начальства, смелости иметь собственное мнение вполне резонирует с характерами современных тольяттинцев.
- И это то самое свойство, которое нам стоит почаще вспоминать в период кризиса, - отметил Влад Радьков.
Анна Соколова, фото автора