Шведский гамбит 2019 года

Компания Volvo готовит масштабное наступление на российский рынок премиальных автомобилей и собирается открыть в 11 городах России свои новые дилерские и сервисные центры.

Volvo Car Russia объявила соответствующий тендер. Заявку на участие в нем можно подать до 29 декабря 2017 года. Шведы хотят видеть в 2019 году 5 дилерских центров, в том числе, в Поволжье: в Волгограде, Екатеринбурге, Новосибирске (или Кемерово), Ставрополе (или Минеральных Водах) и в Уфе. Во Владимире, Калининграде, Рязани, Смоленске, Сургуте (либо в Нефтеюганске) и Ульяновске предполагается появление сервисных центров.

Под полноразмерными дилерскими центрами понимаются автосалоны, которые будут продавать машины. Новые и с пробегом. А еще предоставлять финансовые услуги, продавать аксессуары и обслуживать автомобили. Авторизованные сервисные центры осуществляют только гарантийное и постгарантийное обслуживание. В Магнитогорске, где в августе 2015 года были сделаны фотографии, которыми проиллюстрирован данный материал, остался именно такой дилер – "Прайм авто" на улице Советской. Ближайший к Тольятти фирменный автоцентр, торгующий новыми Volvo, можно найти в Самаре на Московском шоссе. Учитывая, что в Ульяновске длительное время огромный автосалон Volvo, не оправившийся от кризиса 2008-2009 года, выглядел, как тот, что на фотографиях, оптимизм шведской компании, мягко говоря, кажется преждевременным.

Понятно, что воодушевленные преобразованиями в линейке моделей в сжатые сроки, шведские и китайские стратеги от автомобилестроения убеждены, что рынок России – будет привлекательным и перспективным. Для россиян в последние годы производят новые поколения моделей XC90, S90 и V90 Cross Country. Недавно состоялась российская премьера второй генерации кроссовера XC60. А весной 2018 года у нас обещают представить новый компактный кроссовер XC40. Заморские маркетологи убеждены, что новинка сходу покорит "молодую, современную аудиторию, так называемое поколение миллениалов".

Вероятно, головокружение от успехов у Volvo Cars могло наступить в силу роста продаж по всему миру. В 2015 году этот бренд реализовал менее полумиллиона машин. В 2016 году чуть больше – 534 322 автомобиля. И в 2017 году продажи пока продолжают расти. В сумме шведско-китайский союз намеревается каждый год продавать по 800 000 машин!

- Мы нацелены на создание таких дилерских центров, куда клиент будет возвращаться с удовольствием. Сегодня клиенты Volvo в среднем чаще возвращаются к официальному дилеру, чем пытаются решить вопросы обслуживания самостоятельно. Около половины автомобилей старше пяти лет продолжают посещать наши дилерские центры, - уверяют официальные лица Volvo Car Russia.

Шведские маркетологи, по всей видимости, убеждены, что ситуация на российском рынке соответствует мировым тенденциям, а значит, количество поклонников Volvo ежегодно будет расти. Цифры пока это подтверждают. За 10 месяцев 2017 года в РФ было продано 5379 машин. Это 27 строчка из 31 в рейтинге продаж Комитета автопроизводителей АЕБ. В 2016 году в России нашла своих владельцев 4401 машина Volvo. Прирост составил 22%.

Опять же, когда в апреле 2017 года в РФ выбирали "Автомобиль года" в разных категориях, в классе средних внедорожников лучшим стал Volvo XC90. В "легком" классе тогда победил Ford Kuga, а лучшим тяжелым внедорожником признали Range Rover.

Но свежие данные по статистике продаж обнажили тревожный тренд – большинство премиальных брендов испытывают проблемы. Идет устойчивое снижение темпов продаж на фоне роста интереса аудитории к простым недорогим машинам. Потеряли свои позиции: Lexus, Mercedes и Land Rover (на 3%), Audi (на 20%), Porsche (на 8%).

Куда-то подевалась и легендарная надежность шведских машин. Возможно, из-за внедрения в производственные процессы свежей китайской инженерной мысли. Снова цифры. В 2016 году автомобили марки Volvo в РФ четырежды массово отзывали. Под сервисные кампании попали почти все модели бренда разных лет выпуска с 2011 по 2016: V70, V60, V40, V40CC, S80, XC60, V60CC, S60, XC60, V60CC и XC70. То возникали неполадки стартера, то подтекала охлаждающая жидкость или масло из двигателя, то сбоило программное обеспечение.

Еще один штрих к общей картине. Несколько владельцев 7 и 8-летних внедорожников Volvo XC90 в Тольятти в один голос утверждают, что безмерно довольны своими машинами. Да, запчасти стоят недешево, топливо (и бензин, и солярка) уходит весьма бойко, но комфорт, безопасность, проходимость и другие качества внедорожника их устраивают чуть больше, чем полностью. Столь же единодушны сегодняшние владельцы этих машин и в другом – современные модели Volvo они бы себе не купили. Они усматривают в них общемировую практику к производству машин не для продолжительной эксплуатации, а для смены авто раз в 2-3 года.

Наконец, стоимость самого дешёвого нового Volvo в нашей стране – отнюдь не из категории доступных автомобилей даже в своем сегменте. К тому же, на российском сайте цены придется поискать – напротив каждой модели там приводятся только некая "выгода", которую получит человек, в случае покупки машины. В общей сложности представлено 10 моделей: два седана (S60 и S90), невнятный класс Cross Country, куда отнесены S60, V40, V60 и V90, напоминающие внешним видом обыкновенные универсалы и класс кроссоверов и внедорожников: XC90, XC60, новый XC60 и XC40. Самый низкий ценник, обнаруженный там, стоит напротив минимальной комплектации седана S60. Его можно приобрести по цене от 1870000 рублей. Что говорить об XC90, если его самая простая версия стоит от 3659000 рублей?! В этой ценовой категории можно найти автомобиль, практически, любого премиального бренда. Так что, за своего клиента, на наш взгляд, шведско-китайскому союзу придется основательно побороться.

Для справки:

Volvo Car Russia зарегистрирована в РФ, как ООО "Вольво Карс". Входит в концерн Volvo Car Group (Volvo Cars). Компания поставляет и продает автомобили, и запчасти шведского бренда в России и Белоруссии. Сам автопроизводитель Volvo существует с 1927 года. Volvo Cars в 1999 году была приобретена американской компанией Ford Motor Company. А в 2010 году всю Volvo Cars выкупила китайская компания Zhejiang Geely Holding. Штаб-квартира остаётся в Гетеборге (Швеция) притом, что есть головной офис в Шанхае (Китай). На предприятиях компании работает около 30000 человек. Сборка двигателей и машин помимо Швеции осуществляется в Китае. Есть сборочное предприятие в Бельгии.

Андрей Серегин, фото автора