популярные видео
Самарские ученые изобрели новую систему управления воротами судоходного шлюза
Этот способ контроля створения ворот будет внедрен на судоходном шлюзе, проект которого разрабатывается в Самаре, построен будет в Нижнем Новгороде.
Конструкции искусственных плотин, которыми перегорожены все крупные и средние реки России, устарели и износились - все они были построены в 50-60-е годы прошлого века. Доцент кафедры Самарского политеха "Информационно-измерительная техника" Евгений Мельников и магистрант кафедры Андрей Бочкарев придумали, как можно эффективнее контролировать процесс открытия шлюзов, предупреждая поломки механизма, а значит, предотвращая возможные катастрофы.
- Судоходный шлюз представляет собой сложное сооружение, оборудованное минимум двумя парами ворот, - говорит Евгений Мельников. - Ворота могут иметь разную конструкцию. На Волге преимущественно используются подъемно-опускные и распашные ворота. Распашные ворота двигаются с переменной скоростью по сложному алгоритму. Если створки открываются неравномерно, может произойти заклинивание ворот с разрушением их конструкции и окружающего бетона. Такие инциденты в мировой практике известны. Со временем изношенное оборудование будет требовать все более жесткого контроля за работой.
По словам Андрея Бочкарева, предложенный учеными способ контроля предполагает, что за процессом работы оборудования следят всего три датчика: один - поворотный, два - для измерения линейных перемещений. Но даже если один из датчиков по каким-то причинам выйдет из строя, система продолжит функционировать. Значит, особо крупная авария будет предотвращена.
- Таким образом, не усложняя конструкцию ворот, мы добились повышения надежности работы системы синхронизации и упростили ее обслуживание, - говорит Бочкарев
Надежность разработанной учеными Политеха модернизированной экспериментальной системы управления воротами судоходного шлюза была проверена на шлюзах Балаковского гидросооружения. Летом 2017 г. они получили патент на изобретение. Новый способ контроля створения ворот будет внедрен на судоходном шлюзе, проект которого разрабатывается в Самаре, а построен будет в Нижнем Новгороде.