Борис Штерн: Марс можно колонизовать, зарывшись там под землю и устроив катакомбы

С лекцией о "жуткой изоляции" землян и перспективах обнаружения жизни во Вселенной в Тольятти выступил ведущий научный сотрудник Института ядерных исследований РАН и Астрокосмического центра ФИАН.

Выступление известного российского  астрофизика, доктора  физико-математических наук, ведущего научного сотрудника ИЯИ РАН и Астрокосмического центра ФИАН, главного редактора газеты "Троицкий вариант" Бориса Штерна стало возможным благодаря общественному движению "Сообщество молодых ученых".

Когда-то Борис Штерн жил в городе Жигулевске, однако в Тольятти побывал впервые. "Было бы хорошо, если бы этот раз не был последним", - прокомментировал этот факт лектор в начале выступления, посвященного экзопланетам - космическим телам, которые вращаются вокруг звезд за пределами Солнечной системы.

Ученый рассказал о том, как были открыты первые экзопланеты и как с тех пор не умирает надежда на то, что в конце концов земляне обнаружат в космосе планету-"товарища" - такую, на которой будет возможна жизнь. Вообще, по мнению Бориса Штерна, одна из самых благородных задач и даже, возможно, смысл существования  для человечества состоят в том, чтобы распространить жизнь на другие планеты.

- Мы в жуткой изоляции во Вселенной, где разумная жизнь - страшно дефицитная вещь, - сказал ученый, - и ее распространение - единственный способ сделать жизнь вечной.

Борис Штерн остановился на этапах изучения экзопланет начиная с 80-х годов 20 века, когда считалось, что планетам типа Земли в системах, не похожих на Солнечную, просто нет места. Остановился на работе космической обсерватории НАСА "Кеплер", благодаря которой в 2009 году "земель" было найдено уже около тысячи, напомнил об обнаружении космического тела размером с Землю у красного карлика Проксимы Центавра в зоне обитаемости в 2016 году и о 7 таких планетах там же уже в 2017 году.

- Пятьдесят лет назад я был уверен, что никаких экзопланет на моем веку не откроют, - признался 67-летний ученый.

Борис Штерн объяснил, почему, несмотря на такое стремительное развитие темы, возможность существования жизни на экзопланетах все же представляется ученым маловозможной. Дело в том, что и генерация магнитного поля звезды, и конвективные движения Проксимы Центавра сильнее, чем у Солнца. Это означает, что экзопланеты, которые, к тому же, расположены к Проксиме ближе, чем Земля к Солнцу, принимают на себя мощный удар рентгеновского и ультрафиолетового излучений, звездного ветра.

Что бывает на Земле, когда ее "обдувает" солнечный ветер, мы знаем - магнитные бури и северные сияния на непривычных для них широтах (например, в сентябре 2017 года это произошло в Самарской области). Однако Земля обладает сильным магнитным полем, которое "отталкивает" солнечный ветер. К тому же, наша планета вращается вокруг своей оси быстрее экзопланет. Последним же рядом со своим красным карликом приходится нелегко - в том смысле, что звездный ветер "сдувает" с них всю атмосферу.

- Вот и Марс раньше имел океаны, озера и реки, - привел пример Борис Штерн. - Но поскольку его магнитное поле слабее земного, то солнечный ветер просто "сдул"  все это с планеты, выжег ее.

Продолжая тему Марса, ученый сказал,что его колонизация реальна, и движения в этом смысле можно ожидать уже лет через 20. Штерн также добавил, что колонизовать Марс возможно, "зарывшись под землю метров на 10", устроив освоение через катакомбы, поскольку на такой глубине радиоактивная обстановка там уже "более подходящая". Однако этот проект потребует триллионов долларов.

На вопрос слушателей, кто, по его мнению, начнет колонизовать Марс первым - НАСА, ЕСА, Роскосмос или Илон Маск, Штерн ответил, что, скорее всего, это будут НАСА совместно с ЕСА. Ну, и Маск, возможно, "возьмет на себя какую-то часть".

Борис Штерн также нашел логичным предположение о том, что первой лунной деревней станет китайская, и охарактеризовал Китай как "нынешний Советский Союз", то есть страну, у которой есть мотивация стать первой в передовых областях знания. А если даже первая деревня на Луне будет образована не китайцами, то гонка, в которую они сегодня вовлекают Запад, по мнению ученого, очень полезна.

Вообще, по его словам, в настоящее время у человечества есть все, чтобы осуществлять выход в космос активнее - и средства, и технологии. Однако все проекты, включая предстоящий запуск телескопа Джеймса Уэбба в 2019 году, строящийся телескоп E-ELT с зеркалом размером с 12-этажный дом, а также космический интерферометр для исследования гравитационных волн, который планируют вместе создать специалисты НАСА и Европейского космического агентства, - рассчитаны все же на получение результатов, которые можем увидеть уже мы, в крайнем случае следующее поколение землян. Между тем расстояния в космосе настолько огромны, что даже самому быстрому из имеющихся космических зондов понадобятся сотни тысяч лет, чтобы достичь ближайшей экзопланеты. Начинать проекты с таким периодом "отдачи", вкладывая в них  триллионы долларов, ни у кого на Земле альтруизма не хватает, заметил Борис Штерн.

По мнению ученого, перспективы у землян в связи с этим довольно мрачные. Технологическое могущество человека сильно опережает развитие его разума, а при отсутствии альтруизма и при наличии желания получить от жизни как можно больше и как можно быстрее, это означает конец цивилизации.

- Я  согласен со Стивеном Хокингом в том, что либо мы устремимся в космос, либо деградируем и погибнем, - подытожил ученый.

После лекции Борис Штерн ответил на вопросы слушателей, посмеявшись над различными "гравицапами" и спекуляциями на тему преодоления скорости света, выразил сомнения в том, что между Вселенными можно путешествовать через "кротовые дыры", не будучи "расплющенными", не поддержал рассуждения о том, что наша планета может находиться внутри черной дыры, засомневался в скором начале производства антивещества, а также категорически отверг вариант существования реальности, в которой есть мертвый кот Шредингера, одновременно с реальностью, где он жив.

Кое-кто из слушателей, воодушевившись космической темой, попытался рассказать о своем опыте  контакта с существами с "Альфа Центавры", однако Борис Штерн предположил, что у "пришельцев", видимо,  просто было хорошее чувство юмора.

фото: Максим Тонких