популярные видео
Ученые СГАУ разрабатывают новую систему виброизоляции
Виброизоляторы из металлической резины имеют большие ресурсные показатели и лучше противостоят агрессивным средам, поэтому могут использоваться даже в космосе.
Новые виброизолирующие устройства будут выполнены из металлической резины - уникального демпфирующего материала, разработанного самарскими учеными и производимого в университетских лабораториях. Материал обладает полезными свойствами резины и способен, вместе с тем, противостоять агрессивным средам, высоким и низким температурам и другим неблагоприятными внешним воздействиям. Секрет заключается в особой технологии плетения и прессования спиральных металлических нитей разного диаметра. Демпферы на основе металлической резины существенно превосходят известные в России и за рубежом аналоги, они с успехом используются в производстве отечественной космической техники.
- Резиновые виброизоляторы дешевые, но непрактичные при эксплуатации в сложных климатических и температурных условиях, - рассказывает заместитель главного конструктора отраслевой научно-исследовательской лаборатории ОНИЛ-1 Самарского университета Данила Давыдов. - Под воздействием температур резина теряет свои свойства выходит из строя. Тросовые виброизоляторы имеют низкий ресурс – нити троса быстро перетираются, кроме того, из-за крупных габаритов они не везде могут быть установлены.
Благодаря цельнометаллической структуре материал из металлической резины спокойно выдерживает температуры до 400 градусов Цельсия, а также имеет высокие ресурсные показатели, поскольку процессы разрушения в нем развиваются сравнительно медленно. Еще одной интересной особенностью металлического аналога резины является то, что при разрушении прессованных нитей спирали внутри виброизолятора его демпфирующие свойства усиливаются. Гарантия качества на виброизоляторы из металлической резины для локомотивов дается на 25 лет, а для космической техники – на 15 лет.
Сейчас ученые университета разрабатывают виброизолирующее устройство для новейшей линейки перспективных моделей тепловозов, которые оснащены высокооборотными дизельными двигателями. Высокооборотный двигатель создает повышенную вибрационную нагрузку, которая, в частности, увеличивает утомляемость локомотивной бригады во время рейса и риск профессиональных заболеваний ее участников. Новое виброизолирующее устройство, в свою очередь, значительно снизит силу этих вибраций.