Наталья Тарасенко: “Знания нужны для того, чтобы ими пользоваться”

Наталья Тарасенко: "Знания нужны для того, чтобы ими пользоваться" | CityTraffic

О том, как не стать залож­ником клипового мышления и воспитать в себе человека читающего, “Сити трафику” рассказала педагог по русскому языку и литературе в школе № 90 Тольятти Наталья Тарасенко.

Рассуждая о восприятии текстов совре­менными детьми, многие педагоги выска­зывают мнение о том, что большое количество полученной во время учебы в школе инфор­мации остается у человека невос­тре­бо­ванным: ученики тратят время на усвоение “непри­кладных” знаний, проходят литера­турные произ­ве­дения, смысла которых не понимают, и вместе с тем не всегда способны сформу­ли­ровать коротко свои мысли на уровне более сложном, чем отправка сообщения в мессенджере.

В качестве одного из путей решения проблемы некоторые предлагают освободить школьную программу от наиболее “сложных”, не по возрасту, произ­ве­дений. Такое мнение выска­зывала, например, побывавшая недавно в Тольятти кандидат педаго­ги­ческих наук, доцент, главный научный сотрудник лабора­тории социо­куль­турных образо­ва­тельных практик ГАОУ ВО “Московского город­ского педаго­ги­че­ского универ­ситета” Елена Романичева.

- В 1987 году, 30 лет назад, “Уроки француз­ского” включались во внеклассное чтение в 9‑м классе. Сейчас дети проходят это произ­ве­дение в шестом классе. Или представьте стихо­тво­рение “Когда волнуются желтеющие нивы…” в пятом классе. Что ребенок может из этого стихо­тво­рения понять? — говорила она во время своего выступления.

Тольяттинские педагоги с этим предло­жением не согла­сились. По наблю­дению учителя русского языка и литературы школы № 90 Натальи Тарасенко произ­ве­дения, подобные “Урокам француз­ского”, направлены на воспи­тание в ребенке тех челове­ческих качеств, которые приго­дятся ему в жизни.

- “Уроки француз­ского” дети очень любят, – говорит Наталья Анатольевна. – Произведение доста­точно хорошо воспри­ни­мается школь­никами в этом возрасте. Повесть Валентина Распутина способна научить ребенка сочув­ствовать людям, преодо­левать трудности. Это произ­ве­дение организует человека, ставит перед ним цель.

- Какие произ­ве­дения, на ваш взгляд, сложно воспри­ни­маются школьниками?

- Я таким произ­ве­дением считала рассказ Ивана Алексеевича Бунина “Кавказ”. Но дети меня удивили. Мы с учениками 8‑го класса проходили циклы произ­ве­дений Чехова, Бунина и Куприна. На одном из занятий я сказала ребятам, что сейчас мы будем читать небольшое произ­ве­дение Куприна “Куст сирени”, а с “Кавказом” Бунина предложила им ознако­миться, если захотят, дома. После чего услышала от учеников: “А почему мы его не будем читать, если оно идет по программе?”. И я этому удивилась! Мне показалось, что это произ­ве­дение рановато с ними разбирать. Потому что в основном там затронуты “взрослые” проблемы. Хотя честь семьи, честь жены, честь офицера всегда, конечно, актуальны. С другой стороны, мне кажется, что вот такое мое предло­жение подстегнуло их, и они прочитали это произ­ве­дение сами. А потом еще бурно обсуждали его в классе!

- Наталья Анатольевна, какие совре­менные произ­ве­дения, на ваш взгляд, наоборот, можно и нужно добавить в школьную программу?

- Сейчас очень много литературы детям предлагают различные сайты для подго­товки к экзаменам или просто для досугового чтения. На мой взгляд, очень хорошо идут произ­ве­дения Бориса Екимова, детские произ­ве­дения Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского. Ну, и, конечно же, Анатолия Алексина.

- А как вы считаете, Интернет может помочь детям в изучении литературы? Или бумажная книга по-прежнему лучший способ усвоить тот или иной рассказ?

- Бумажные книги хороши тем, что на уроке в процессе чтения какого-либо произ­ве­дения дети могут делать закладки, возвра­щаться к прочи­танному, чтобы проана­ли­зи­ровать то, что задал учитель. Но и от электронных книг не стоит отказы­ваться, они удобны, например, в поездках. Сама часто пользуюсь электронной книгой, когда нахожусь в дороге. Что касается Интернета, то дети очень хорошо с его помощью ищут инфор­мацию. Но восполь­зо­ваться ей могут не все. В таком случае мы с учениками на уроке пробовали создавать так называемые “буктрейлеры”. Сначала это было в печатном виде: рисовали слайды и разве­шивали их на доске. В следующий раз они уже создавали ролик на компьютере. Поэтому могу с уверен­ностью сказать, что есть дети, которые разби­раются в новых техно­логиях, пользуются Интернетом и при этом любят читать. А есть другие, кто очень тяжело читает. Их я тоже пытаюсь заинте­ре­совать созданием таких клипов. К примеру, по произ­ве­дению Ивана Сергеевича Тургенева “Бежин луг” они искали инфор­мацию по каждому герою, потом эти портреты раскла­дывали на клипы не в компьютере, правда, а на доске. И тогда ребята все-все-все знали про своего героя.

- С появлением Интернета и различных мессен­джеров, и дети, и взрослые научились писать короткие сообщения. Однако многие иссле­до­ватели считают, что умением сформу­ли­ровать свою мысль обладают немногие из пишущих. Как научить ребенка писать кратко и по существу?

- То, что ты пишешь, всегда должно быть от души, чтобы оно затронуло, заинте­ре­совало тебя, чтобы захотелось написать текст. В школе детей учат писать сочинения, и сейчас это проис­ходит по шаблонам, которые навязало детям ЕГЭ. Но все равно, хочу сказать, что встре­чаются настоящие творческие работы при подго­товке к экзамену. Дети пишут интересные сочинения, которые не всегда построены по линейной компо­зиции, как это требуется. Школа даже готова принимать такие работы. А вот как научить их писать кратко? Зачем их учить писать кратко? Главное, по существу. Я попыталась в пятом классе провести с учениками такое упраж­нение: каждому ребенку давала букву, с которой он начинал писать одно или два предло­жения — и так по цепочке. В итоге дети, продолжая мысль друг друга, написали общий рассказ про школьную жизнь. И, конечно, их фантазия меня порадовала. Все-таки есть среди учеников пишущие, может, они кому-то подражают, но все равно свою мысль на письме ребята могут выразить.

- Клиповое мышление совре­менных детей позволяет им быстро переклю­чаться с одного вида инфор­мации на другой, но, по мнению иссле­до­ва­телей, мешает сосре­до­то­читься на чем-то одном. Нужно ли это сегодня? Многие знание, которые люди получают в школе, остаются там же, то есть не используются.

- Человек разви­вается благодаря тому, что учится. А клиповое мышление само по себе мешает ему продви­нуться дальше. Получается так: два шага вперед, один назад. Есть так называемая пассивная память, в которой откла­ды­вается инфор­мация о том, что человек когда-то когда прочитал и узнал. Для того чтобы знания все-таки оставались, ими необходимо постоянно пользо­ваться. Чтобы они всегда были затре­бованы. Они же тебе для чего-то даны? И почему мы постоянно говорим детям: “Математика тебе нужна, знания по истории приго­дятся в жизни”? Человек должен понимать, что если он получает эти знания, значит, они приго­дятся ему в дальнейшем. Даже тогда, когда нужно будет что-то объяснять своим детям. Пусть они и лежат где-то там, в пассивном запасе. Для чего же нужна литература как школьный предмет? Чтоб учиться мыслить, рассуждать, фанта­зи­ровать, анали­зи­ровать, приспо­саб­ли­ваться в дальнейшем к совре­менному обществу… Этот предмет позволяет школь­никам развивать в себе творческое начало, увели­чивать кругозор, пополнять словарный запас и улучшать память. Не стоит забывать и про культурный уровень совре­менного человека. Незнание известных произ­ве­дений может сделать вас в глазах многих людей негра­мотным человеком.

По моему мнению, литература как предмет и есть жизненная необходимость.

- Зачастую родители, чтобы заставить ребенка читать, запрещают ему пользо­ваться гаджетами: “Пока не прочи­таешь книгу, никакого Интернета!”. Правильно ли это? Как привить детям привычку к чтению?

- Ну, для меня как для мамы школьника это настоящая проблема. Чем его заинте­ре­совать? Казалось бы, подби­раешь ему литературу, которая интересна детям его возраста. Или, наоборот, ищешь узкопро­фильные книги, чтобы мальчику это было интересно. А ему скучно! Только через интерес это нужно возбудить в ребенке. Просто читать книги детям, как показывает практика, неинте­ресно. Им стано­вится увлека­тельно тогда, когда вместе с ними садишься и читаешь. Допустим, мы с сыном читали книгу по главам: одну главу прочитаю я вслух, другую он. И вот только так он проникся произ­ве­дением, а потом ему самому стало любопытно, чем так закон­чится дело, и дочитал книжку до конца.

Справка:

Наталья Анатольевна Тарасенко окончила педаго­ги­ческий институт в Казахстане. Стаж работы: 20 лет. Ступень: высшая категория.

Буктрейлер — небольшой видео­ролок, расска­зы­вающий в произ­вольной художе­ственной форме о какой-либо книге. Как правило, продол­жи­тель­ность буктрейлера составляет не более 3 минут. 

Беседовала Анна Соколова, фото автора

Поделиться:

Следующая Новость

Куда пропала буква "Ш" из магазинов Тольятти

Чт Апр 6 , 2017
В автома­га­зинах, на СТО и АЗС из продажи исчезли бумажные знаки, обозна­чающие, что автомобиль оснащен шипованной резиной или детским автокреслом.  В силу личной необхо­ди­мости корре­спондент “Сити Трафика” обратился за вышеупо­мя­нутым знаком на АЗС. Однако в магазинах при заправках, торгующих и подобными товарами тоже, указанных знаков не оказалось. Были опрошены “АЗС Лукойл” и “Роснефть”, “Промкриоген” […]
Куда пропала буква "Ш" из магазинов Тольятти | CityTraffic

Рубрики