Анна Головлева: приучить ребенка к чтению можно только личным примером

Педагог допол­ни­тельного образо­вания МБОУДО «ДДЮТ» рассказала «СитиТрафику» о том, какую роль в образо­вании школьника занимает книга и могут ли ее заменить другие источники информации.

Многие взрослые сегодня испытывают серьезную тревогу в связи с тем, что дети факти­чески живут в Интернете. Социальные сети, игры, сериалы — поколению, выросшему в других обсто­я­тель­ствах, такое погру­жение представ­ляется чрезмерным, а порой и нездо­ровым. Вступая в бой в Сетью, родители часто прибегают к тактике запретов и ограни­чений. Однако резуль­татов это в большинстве слуачев не приносит. Оставаясь лишенным доступа к Интернету, ребенок все равно не переключает свое внимание на книги или общение со взрослыми. Педагог допол­ни­тельного образо­вания Анна Головлева считает, что и пребы­вание в Интернете, и чтение книг может оказаться полезным, если пользо­ваться обоими ресурсами умело и в совокупности.

- Запрещать пользо­ваться Интернетом, мне кажется, не стоит, — говорит она. — Лучше акцен­ти­ровать внимание детей на том, как полезно исполь­зовать глобальную сеть. Например, если ребенок задает вам каверзный вопрос, то попросите найти его самого ответ. Это покажет, действи­тельно ли ему интересен этот вопрос, или он задал его для того, чтобы просто вас поддеть. Сейчас очень много интересных сайтов с разными разра­ботками. Например, помимо стандартного PowerPoint для создания презен­таций существует очень простой в исполь­зо­вании prezi.com, а презен­тации там получаются на порядок лучше. Дугой пример: подростки очень часто любят размещать свои фотографии везде, и можно подсказать, какие редакторы для фото исполь­зовать. Вместо того чтобы читать скучную и монотонную лекцию, можно показать художе­ственный или докумен­тальный фильм, перио­ди­чески останав­ли­ваясь и коммен­тируя какие-то моменты. Это эффек­тивней, чем просто «серфить» интернет или показывать детям что-то без комментариев. 

- Если вы считаете, что чтение по-прежнему играет важную роль в образо­вании и воспи­тании детей, то расскажите, какие оно дает преиму­щества ребенку в совре­менном мире?

— Книга помогает пережить ребенку тот социальный опыт, которого у него нет в силу возраста или других жизненных обсто­я­тельств. Не подвер­гаясь опасности, позна­ко­миться с разными жизненными ситуа­циями. Кроме того, принято считать, что мы живем в кризисное время, поэтому многие подростки чувствуют себя одинокими и ненужными, а чтение книг помогает преодолеть данный барьер.
При чтении разных авторов ребенок выраба­тывает культуру речи, свой особенный стиль общения и написания текстов (сочинения, смс, письма, общение в контакте и т.д.). И все это, соответ­ственно, будет влиять на то, как ребенок будет говорить и разго­ва­ривать. Будет ли это «ну че?», «типа», «классно», или он сможет аргумен­ти­ро­ванно выражать свои мысли. 

- Можете ли вы посове­товать родителям, как научить ребенка любить читать?

- Личным примером, и только так. 

- Нужно ли прививать детям привычку к чтению, или, может быть, она не будет играть существенной роли в будущем, и стоит обратить внимание на развитие других навыков? Например, некоторые иссле­до­ватели говорят о том, что важнее не увели­чивать объем знаний и прочи­танного, а научить ребенка находить нужную инфор­мацию.

- У своих воспи­тан­ников я стараюсь развивать крити­ческое мышление. Мне кажется важным, чтобы они вообще хоть что-то читали кроме постов в социальных сетях. Умели искать инфор­мацию в разных источ­никах, а не слепо верили какому-то одному. В текстах прошу их показывать минимум две точки зрения. Если они затруд­няются, то подска­зываю, к кому можно обратиться, призываю их исполь­зовать те ресурсы, которыми они обладают: учителя, одноклассники, другие ученики, директор, обслу­жи­вающий персонал школы. С развитием интернета у многих людей возникает чувство голода по живому общению, поэтому я стараюсь объяснить, что подходить к другим людям и просить помощи или задавать вопрос это совсем не страшно, и тебе всегда ответят. Умение искать инфор­мацию в разных источ­никах — это важная социальная компетенция. 

- Современные педагоги (например, Елена Романичева) считают, что многие литера­турные произ­ве­дения, включенные в школьную программу, неуместны с точки зрения восприятия их детьми в силу возраста, психо­ло­ги­че­ского и интел­лек­ту­ального развития. Какие произ­ве­дения лично вы убрали бы из школьной программы? Какие, напротив, добавили бы?

- Я окончила школу более десяти лет назад, и тогда были другие стандарты, но помню, что я воспри­нимала все хорошо. Сейчас я к стандартам школьным не обращаюсь, поэтому не могу сказать, что нужно убрать из школьной программы. Но искренне считаю, что понимание предмета в первую очередь зависит от личности учителя или педагога. Что бы я добавила? Назову несколько книг, но список, конечно, можно продолжать. В мире, где лучше всего усваи­ваются личные истории, я бы советовала читать «Блокадную книгу», которую написали Даниил Гранин и Алесь Адамович. Точнее будет сказать, не написали, а собрали. Во время Великой Отечественной Войны Ленинград (Санкт- Петербург) был в блокаде 900 дней, и эта книга — сборник писем и дневников людей, которые жили в городе.

Продолжая военную тему, я обяза­тельно советовала бы ребятам прочитать «Репортаж с петлей на шее» Юлиуса Фучика. Книга была написана в тюрьме Панкрац, когда Фучик ожидал смертной казни. Очень сильное произведение. 

Книга Грэгори Дэвида Робертса «Шантарам» — опять-таки личная история. Эта книга, словно «Тысяча и одна ночь» нашего времени, про Индию. Примерный объем книги 850 страниц, но прочи­ты­вается она на одном дыхании. 

Произведение Пол Гэллико «Томасина» помогает пережить потерю близких. 

Бернард Вербер «Последний секрет» — эта книга поможет узнать про особен­ности работы мозга, про челове­ческие мотивации.

Роман Лоис Лоури «Дающий» я считаю актуальным для школь­ников. Он о тех вопросах, которые хотя бы один раз в жизни мы себе задаем. «Куда поступать учиться?», «Кем быть?», «Куда идти работать?», «Моя ли половинка тот человек, которого я люблю?», «Сколько родить детей, и как их растить?». А теперь представьте мир, в котором эти вопросы не возникают, потому что ответы на них давно кем-то найдены. Как жить в таком мире? Книга Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня» — о том, как люди продолжают свой путь, хоть и знают, что все предопределено. 

Книга Луиса Сашара «Я не верю в монстров». В каждом классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, и эта книга про то, что в каждом самом плохом человеке есть всегда что-то хорошее. Стоит только захотеть это увидеть. Книга для детей, чтоб увидеть что они не одни. И для родителей, чтобы понять, что чувствуют их дети в подрост­ковом возрасте, ведь у взрослых давно уже другие проблемы. 

Все чаще замечаю потре­би­тельское отношение детей к труду педагога, поэтому мне бы очень хотелось, чтобы дети прочитали книгу Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз».

Беседовала Анна Соколова, фото из личного архива Анны Головлевой

Поделиться:

Следующая Новость

Самару назвали лидером среди городов России по числу незаконных рекламных щитов

Вт Мар 21 , 2017
Региональные чиновники предложили властям Самары ориен­ти­ро­ваться на опыт Тольятти, где проблемы с незаконной «наружкой» были решены благодаря консо­ли­дации с самими рекламщиками. В Торгово-промыш­ленной палате Самарской области 21 марта прошел круглый стол, органи­зо­ванный комитетом по предпри­ни­ма­тельству в сфере рекламы и посвя­щенный проблемам рынка наружной рекламы. Представители рекламного бизнеса, принявшие в нем участие, заявили, что мэрия Самары […]

Рубрики