Елена Романичева: совре­менные дети не читатели, а писатели

В Тольятти прошла публичная лекция кандидата педаго­ги­ческих наук Елены Романичевой, на которой родители и учителя узнали о том, как заинте­ре­совать ребенка, чтобы он начал читать.

Лекции Елены Романичевой — кандидата педаго­ги­ческих наук, доцента, главного научного сотрудника лабора­тории социо­куль­турных образо­ва­тельных практик ГАОУ ВО «Московский городской педаго­ги­ческий универ­ситет», заслу­женного учителя России проходят в Тольятти 10 – 11 марта 2017 года.

В первый день она встре­тилась с горожанами в библиотеке Автограда и на примере своих книг рассказала, чем можно заинте­ре­совать ребенка, чтобы он начал читать.

- Когда мы ехали в библиотеку на встречу с вами, я ни в одном дворе не увидела гуляющего ребенка, – расска­зывает Елена Станиславовна. – В Москве та же самая история, несмотря на огромное количество детских площадок. Вспомните свое детство. Мы выходили гулять, и все крыши были наши, все деревья были наши, все забро­шенные дома были нашими. Нашим родителям не было страшно? Конечно, было. Но о своих походах мы им не говорили. То же самое с нынешними детьми, им можно быть в интернете, они там живут. Я понимаю, что родителям страшно за них, но запретами не пользо­ваться гаджетами ничего не сделаешь.

Лектор считает, что именно взрослые виноваты в том, что дети ушли в мир гаджетов. Потому что каждый родитель строит свое общение с ребенком на конфликте: «Выключи компьютер, делай уроки». По мнению Елены Станиславовны это непра­вильно. Гораздо эффек­тивнее, если именно родители будут учиться вместе со своими детьми. Учиться самообразованию.

В качестве рекомен­дации, как это сделать, лектор рассказала всем присут­ствующим о техно­логии встречного движения. Она заклю­чается в том, что если ребенок читает то, что ему пореко­мен­довали родители, взрослые начинают читать то, что интересно этому ребенку. При этом речь идет просто о прочтении.

- Вспомните, пожалуйста, знаме­нитый рассказ Алексина, – обратилась к залу лектор, — в котором отец начал руководить чтением ребенка и стал спрашивать у него пересказ прочи­танного. Он считал, что обычное чтение абсолютно бесси­стемное. И в конце концов ребенок стал воспри­нимать свое любимое занятие, а их было два: чтение и разговор с отцом, как самое ненавистное. Потому что когда он читал, думал, о чем его будет спрашивать отец. Ему был интересно не мнение мальчика о прочи­танном, а конкретно пересказ.

Когда ребенок читает то, что вы ему посове­товали, а вы знако­митесь с тем чтивом, которое интересует его, у вас появляется общий семейный список допол­ни­тельной литературы. Со временем выстра­и­вается комму­ни­кация между членами вашей семьи и мировой литературой.

Продолжая мысль о чтении допол­ни­тельной литературы, право­мерно было бы сказать, что обучение не закан­чи­вается школой. К такому выводу пришла Елена Станиславовна и ее коллеги из лабора­тории социо­куль­турных образо­ва­тельных практик Московского город­ского педаго­ги­че­ского университета.

- Мы проводили форум, – продолжила Елена Станиславовна, – и на одной площадке форума выступал основатель журнала «Золотая курица» Лев Давыдов. Он профес­си­о­нально работает с пишущими детьми. Причем именно с пишущими детьми, потому что он доста­точно жестко отсеивает графо­манов, доста­точно жестко отсеивает тех, кто за счет своего ребенка удовле­творяет свои амбиции. И когда он расска­зывал о своей практике, отметил: Дети сейчас не читатели, они больше пишут, чем читают.

Чтобы не убить в детях желание сочинять что-то свое и тем самым обучаться допол­ни­тельно чему-то полезному, можно, по словам лектора, научиться пересо­чинять уже имеющиеся сказки. Например, попро­бовать написать сказку «Красная шапочка» от первого лица. Или же попро­бовать пересказать сказку в формате SMS –сообщения, то есть выразить свою мысль коротко в несколько символах. Ведь, по словам лектора, на сегодняшний день самым сложным оказы­вается для людей – писать коротко.

Елена Станиславовна также отметила, что программа школьных занятий по литературе сейчас составлена таким образом, чтобы дети читали те книги, которые не соответ­ствуют их возрасту. Для примера она остано­вилась на произ­ве­дении Валентина Распутина «Уроки французского».

- В 1987 году, 30 лет назад, «Уроки француз­ского» включались во внеклассное чтение в 9‑м классе. Сейчас дети проходят это произ­ве­дение в шестом классе. Вот представьте стихо­тво­рение «Когда волнуются желтеющие нивы…» в пятом классе. Что ребенок может из этого стихо­тво­рения понять? – обратилась Елена Романичева к присут­ствующим в зале.

И пришла к выводу о том, что поэзии, адресо­ванной детям, у нас абсолютно нет.

В конце лекции «СитиТрафика» поинте­ре­со­вался у лектора, что она думает о так называемом «клиповом мышлении», которое многие педагоги считают причиной утраты интереса детей чтению.

- У клипового мышления есть такая хорошая вещь, как способ­ность переклю­чаться и способ­ность ставить заслон негативной инфор­мации, — ответила Романичева. — Поэтому не надо с этим бороться, надо понимать, что мы живем в инфор­ма­ци­онном мире. И надо просто учить ребенка разным стратегиям общения с инфор­мацией и книгой, которые позволят ему понимать и запоминать то, что он узнал благодаря этим источ­никам. Например, есть стратегия чтения инфор­ма­ци­онного текста «Факты или мнения?». Что мне навязывают больше: факты или мнения о каком-либо событии?

Лекции Елены Романичевой пройдут и сегодня, 11 марта, на базе МБУ «Школа № 89» (Автозаводский район, ул. Дзержинского, 39). Педагоги и студенты, а также все желающие смогут позна­ко­миться с особыми техно­ло­гиями чтения и задать лектору волнующие вопросы. Начало в 11.00.

Анна Соколова, фото автора

Поделиться:

Следующая Новость

В Самарской области кайтсерфера спасли с дрейфующей льдины

Вс Мар 12 , 2017
У спортсмена сложился парашют в районе острова Коровий на Волге.  Помощь спаса­телей понадо­билась вечером 11 марта 2017 года мужчине, попавшему в сложную ситуацию на открытой воде у острова Коровий. У кайтсерфера, занимав­шегося здесь, сложился парашют — и спортсмен оказался на дрейфующей льдине. Спасатели ПСП «Центральная» на судне «Гепард», оснащенном воздушной подушкой, отпра­вились на место событий в 16:30, получив сообщение от […]

Рубрики