"Премьера одной репетиции" в Тольятти: много тела и пожар в сердце

До 25 июня в театре "Дилижанс" проходит седьмой ежегодный театральный фестиваль "Премьера одной репитиции". 

О том, что зрителей ждет во время него, "СитиТрафик" рассказывал ранее. 

В первый день, 20 июня, артисты показали несколько спектакдей вне конкурса. Студенты Самарской Академии культуры и искусства представили две часовые постановки, в которых актеры играли без слов, используя только мимику и язык тела. Тела, по выражению одного из зрителей, было много.

В первом спектакле по "Демону" Михаила Лермонтова и Демон, и Ангел были полуодеты. Питерский критик Оксана Кушляева, которая приехала разбирать тольяттинские работы оценила такую подачу, отметив, что отечественный театр все еще несколько стыдливый и пуританский, полураздетые герои встречаются в нем не так часто. Также в России считается что наш конек - драма, а не пластика, поэтому развиваться в этом направлении нам важно.

Демона, как можно увидеть на видео внизу, раздирали противоречивые чувства: любовь, похоть, боязнь навредить любимой, попытка отдалиться от нее, победив притяжение, и так далее, а Ангел все больше сохранял степенность и невозмутимость. Критик Михаил Каргапольцев сказал, однако, что ему не хватило скуки демона в начале и что для лучшего диалога со зрителем посредством тела стоило бы читать про себя лермонтовский текст.

Вторая постановка от этой труппы под названием "Хранитель" (по мотивам славянских обрядовых песен) рассказывала о череде испытаний, которые должен пройти мужчина, чтобы стать воином. Перво-наперво нужно было устоять перед красавицей и одолеть одурманивающую страсть, которой та буквально опутывала его, затем - победить страх смерти и уже потом победить зверя, который в этом случае предстал в виде медведя. 

Для зрителя, не знакомого с текстом произведений, постановка получилась особенно загадочной. Например, не все поняли, замотанные в белую ткань и сидящие на корточках девушки олицетворяют смерть.

Третьей постановкой был моноспекталь от питерского театра "Цехъ" "Тринадцатый апостол" по поэме Владимира Маяковского "Облако в штанах". Герой, у которого "пожар в сердце", предстал с лицом, закрашенным с одной стороны черной краской, с другой – белой. Затем он надел огромную желтую рубашку, а по ходу спектакля переодевался то в пеструю жилетку, то в длинный пиджак, то в белую рубашку. И в области сердца у него растекалось алое пятно. Одним из основных предметов реквизита на сцене была большая шляпа-цилиндр, в которую герой иногда залазил.

Артист то переходил на крик, то на бормотание с легкой ухмылкой, а в середине спектакля он смыл свой грим и вручил однму из зрителей зеркало, чтобы глядя в него  нанести себе новый. Тольяттинский режиссер Дмитрий Марфин оценил этот интерактив, заметив, что такие контрасты, когда герой то кричит на зрителя, будто оскорбляя его, то, наоборот, доверяет ему помочь нанести грим, выбивают зрителя из равновесия и оставляют эмоции. 

С 21 июня начнутся показы тольяттинских трупп, голосовать за которые будут зрители. Также будет учреждено и интернет-голосование, которое пройдет тут.

Екатерина Хрипко, фото и видео автора