Наталья Боброва: "Депутатами первых двух созывов Самарской губернской думы были яркие личности, а теперь даже чиновники не знают всех их имен"

Экс-депутат СГД поделилась с "СитиТрафиком" своими взглядами на будущую избирательную кампанию.

Наш сегодняшний собеседник - Наталья Боброва - четыре созыва была депутатом Самарской губернской думы, и одно время ее рейтинг по Самарской области превышал рейтинг действующего губернатора Константина Титова. Сейчас ее имя редко звучит в связи с политикой. Однако в прошлом году Боброва попыталась оспорить региональное законодательство по избранию мэра в Конституционном суде. Она потерпела неудачу, но не считает, что ее усилия пропали даром. Подробнее об этом и не только она рассказала корреспонденту "СитиТрафика".

- В этом году в регионе стартуют сразу две выборные кампании – выборы в Государственную и в Губернскую Думы. Этот год ознаменован также возвратом к смешанной системе голосования. Как вы считаете, насколько эти кампании окажутся интересными для рядового избирателя? Быть может, Вы ожидаете какой-то политической интриги?

- Я думаю, простой человек весьма разочарован в выборах, особенно в выборах представительных органов власти. Он видит, что реальные настроения в обществе никак не отражаются на результатах голосования, а, главное, он видит, как на выборах царствует не волеизъявление избирателей, а "денежные мешки". Нет ни одной партии, которая бы не превратила себя в бизнес-проект. Для партий, включая так называемую системную оппозицию, любые выборы- это способ заработать побольше денег.

- В последний раз мы выбирали депутатов по смешанной системе голосования 13 лет назад. На ваш взгляд, какими будут главные отличия между двумя избирательными кампаниями? Сильно ли повлияет изменение избирательного законодательства на сам избирательный процесс?

- Все эти годы я говорила и как политик, и как преподаватель о том, что одномандатные округа на выборах в Государственную Думу надо вернуть. Путин вернул. Сделано это было потому, что в России выстроена вертикаль, позволяющая безбоязненно создавать карликовые партии и возвращать саму смешанную систему голосования. В итоге 225 депутатов будут избираться по спискам, и столько же – по одномандатным округам. Радость была бы полной, если бы выборы проходили честно. Это опять будет соревнование денег и грязных избирательных технологий, как это было в 2011 году.

- Допускаете ли вы возможность выдвижения кого-то из "старой команды", участвовавшей в выборной гонке 13 лет назад?

- В 2003 году избирался Виктор Алексеевич Казаков. Это прекрасный депутат, один из немногих, кто присутствует почти на каждом заседании Госдумы. Насколько я знаю, он пойдет в Государственную Думу в третий раз. Но таких политиков – единицы. Также бессменным депутатом является коммунист Валентин Романов. Впервые он избрался в 1993 году.

- Кто-то предполагает, что Валентин Романов может уйти. А вы что думаете по этому поводу?

- Если совесть есть, значит, уйдет.

- А вы сами хотели бы вновь поучаствовать в выборах?

- Ко мне обращалось с таким предложением уже три партии, в том числе, из несистемной оппозиции. Но когда они назвали стоимость избирательной кампании, я поняла, что такие деньги достать не смогу. Идти в Губернскую думу я точно не хочу. Я считаю, что моим уровнем является Государственная Дума, но, к сожалению, у меня нет таких финансовых возможностей. К тому же, от личности кандидата ничего не зависит. В 1999 году руководство компартии предложило войти в региональный список по выборам в Государственную Думу, пообещав, что я стану третьей. На следующий день я открыла газету и увидела, что я иду в списке одиннадцатой. А третьим стал московский олигарх. Поэтому я не стала членом КПРФ. И эта нечестность характерна для любой партии.

- А сколько сейчас стоит избирательная кампания по выборам в Госдуму?

- Называют разные цифры. Если это несистемная оппозиция, то нужно от 100 до 150 миллионов, чтобы пройти по одномандатному округу. По спискам расценки меньше.

- Не секрет, что партия власти сейчас избрала своим основным соперником КПРФ. Насколько, по-вашему, сейчас сильны позиции коммунистов в регионе?

- Их рейтинг сейчас достаточно высокий по сравнению другими несистемными партиями. Я уж не говорю о непарламентских партиях.

- Кстати, сейчас набирает активные позиции непарламентские партии. Та же "Родина" или "Яблоко", которое, возможно, объединится с "ПАРНАСом". Каковы шансы у непарламентских партий пройти в Нижнюю Палату Парламента?

- Шансы есть, но они минимальны. К тому же, за "Родиной" тянется имидж Рогозина. Возможно, и партии "Родина", и партии "Яблоко" удастся преодолеть 3% барьер. А 7% барьер будет преодолеть очень сложно и для ЛДПР, и для "Справедливой России".

- Вы пытались оспорить в Конституционном суде региональное законодательство, вернуть прямые выборы мэра Самары, но потерпели неудачу. Намерены ли вы и далее продолжать это дело?

- С одной стороны, Конституционный суд нам отказал, а с другой стороны, поддержал те же требования депутатов Государственной Думы. Сейчас внесена новая законодательная инициатива в связи с последним постановлением Конституционного суда по поводу избрания глав муниципальных образований. Так что наше обращение в Конституционный суд сыграло определенную роль.

- Как вы относитесь к возможности отмены общерегиональных списков на выборах? Сейчас эта инициатива широко обсуждается как парламентскими, так и непарламентскими партиями.

- Эти списки считаются проходными, и включение в них является тайной за семью печатями. В свое время в этот список не попал Василий Шандыбин. Не попала в него Елена Драпеко, поэтому была вынуждена уйти в "Справедливую Россию". Зато в этом списке оказалось сразу три олигарха. В списки от Самарской области также попали сомнительные личности. Вообще, если депутатами первых двух созывов Самарской Губернской Думы были яркие личности, то теперь даже чиновники не знают имен всех 50-ти депутатов. Я уже не говорю о населении.

- Как относитесь к противостоянию депутата Государственной Думы Александра Хинштейна и главы Самары Олега Фурсова? Можно ли в связи с этим говорить о расколе в правящей партии региона?

- Партия никогда не была единой. Просто иногда противоборства внутри нее выходят на поверхность. Кто-то в этой игре должен проиграть. Хинштейн в этом противоборстве проиграл, и его шансы попасть в следующий состав Государственной Думы сузились, как шагреневая кожа. Я не исключаю, что он может пойти депутатом от другого региона.

- Вы - автор книги, содержащей самые яркие высказывания самарских политиков. Планируете ли вы написать продолжение? Кого бы из местных политиков вы добавили бы  в тот ваш список?

- Я сейчас подготовила хрестоматию по конституционному праву, там у меня достаточно много афоризмов. Из старых афоризмов мне вспоминаются слова Константина Алексеевича Титова: "Бизнес- это бизнес, а политика – это большой бизнес", или "Грязные избирательные технологии – это использование невежества избирателей". Губернатор Николай Меркушкин как-то сказал интересную фразу. Он пообещал, что новый вуз войдет в топ-100 и будет давать крупный синергетический эффект. Что ж, будем ждать этого результата. На выборах он же говорил избирателям, что Самарская область должна стать опорным краем державы. Мне хотелось бы, чтобы этот афоризм сбылся хоть в каких-то аспектах.

- Как вы считаете, можно ли сейчас говорить об усилении позиций экс-мэра Самары Георгия Лиманского? Игорь Станкевич стал и.о. секретаря политсовета партии, Троян - спикер губернской думы, Василенко вернулся в мэрию? На ваш взгляд, если бы сейчас у руля города вновь стал Георгий Лиманский, помогли бы это вывести Самару из кризиса? 

- Да, люди Георгия Сергеевича Лиманского оказались сегодня востребованными. Эти люди очень многое переосмыслили, побывали в полном политическом одиночестве. Я думаю, что Лиманский был не худшим мэром. Когда он прощался с городом, он говорил: "Я еще вернусь!" Вопрос только, есть ли у него сейчас силы, чтобы вернуться. Но вновь мэром он стать не сможет: Фурсов назначен на 5 лет, а для лиц, замещающих должности муниципальной службы, есть возрастные ограничения. Эти возрастные ограничения – 65 лет.

- Есть такой автор – Кирилл Шелестов (он же Александр Князев), который написал несколько книг о политической жизни региона. Насколько правдиво, на ваш взгляд, представлена в этих книгах политическая жизнь региона начала "нулевых"?

- Я упивалась этими книгами! Он не просто правдоподобно описал многие персонажи, а списал некоторые личности с реальных людей. Просто некоторые персонажи совмещают в себе 2-3 фигуры. К примеру, один мэр списан и с Сысуева, и с Лиманского. А поскольку Князев все это знал изнутри, то, по сути, описанные в события являются правдой. Конечно, он отрицает, что все это было списано с нашего региона, однако у него в книге есть один прокол. Он пишет "губернская дума". А Губернская дума есть только в Самарской области. В остальных регионах представительный законодательный орган называется иначе.

Ксения Маянова