Людмила Кузьмина: "Явка зависит не от избирателя, а от усилий власти и избирательных комиссий, готовых "нарисовать" эту явку"

Правозащитник "Голоса" сравнивает сегодняшние выборы и голосование 13-летней давности.

"СитиТрафик" продолжает знакомить читателей с мнениями экспертов в области политического консультирования и избирательного законодательства . Сегодня наш собеседник - самарский правозащитник, руководитель общественной организации "В защиту прав избирателей "Голос" Людмила Кузьмина.

Людмила Кузьмина долгое время работала методистом в Самарском Общественно-политическом центре (ОПЦ), а потому была свидетельницей многих избирательных кампаний. Она наблюдала за становлением людей, которые сейчас работают во власти, Государственной Думе, бизнесе, журналистике. Кроме того, Кузьмина много лет посвятила наблюдению за выборами не только в России, но и за рубежом. Накануне "СитиТрафик" узнал о ее прогнозах по поводу выборов, которые намечены на 18 сентября.

- Мы вновь вернулись к смешанной системе голосования. Последний раз депутаты Госдумы избирались по мажоритарной системе и одномандатным округам в 2003 году. Как вы думаете, каковы главные отличия выборов этого года от тех, что были 13 лет назад?

- Безусловно, основным отличием является административный ресурс, который сейчас - решающий инструмент на выборах. Изменился сам закон о выборах. В 2003 году была возможность создавать политические блоки. Я также вспоминаю, что 13 лет назад в бюллетенях была графа "Против всех", и в некоторых регионах эта строка набрала больше голосов, чем выдвинутый кандидат. В 2003 году была несколько иная ситуация со средствами массовой информации, тогда их было количественно больше, они чувствовали себя более свободно на избирательном рынке. Я думаю, что в 2003 году "Единая Россия" не была еще именно такой правящей партией, как сейчас, а те государственные партии, которые сегодня называют оппозиционными, чувствовали себя более свободно и не так зависели от бюджета и исполнительной власти. К тому же, в 2003 году был несколько и иной фон общественно-политической жизни, и выборы стоили кандидатам других денег. Они стоили меньше. Я думаю, сейчас (по сравнению с тем, что было 13 лет назад) кандидатам-одномандатникам будет практически невозможно выдвинуться, если они не согласованы с исполнительной властью, с Администрацией Президента РФ и не располагают определенными финансовыми средствами.

- Вы можете вспомнить, кто выдвигался от Самарского региона в депутаты в Госдуму в 2003 году? Что это были за люди?

- Это была другая волна, и сейчас некоторых нет в публичной плоскости. Кандидатами были, например, Владимир Тарачев, Валентин Романов. Там был, кстати, от рабочих АВТОВАЗа Анатолий Иванов. Был и ныне там пребывающий Виктор Казаков и генерал Альберт Макашов. Остальные фамилии мне вспомнить трудно.

- Может ли кто-то из этих людей вновь попробовать свои силы и принять участие в гонке-2016?

- Может, но они будут привлекательны, только если у них окажется много денег и поддержка Администрации Президента. Также они должны будут решить, от кого выдвигаться. Думаю, у кандидатов 2003 года очень мало шансов. Я не вижу для этих людей какого-то большого поля деятельности, ведь смена людей в парламенте неизбежна. 

- Чем, по вашим прогнозам, может обернуться возврат к смешанной системе голосования? 

- Самарская область поделена на 5 округов, то есть должно быть 5 одномандатников. А сколько будет кандидатов, это уже зависит от воли партий провести их в депутаты. Но я боюсь, что в большинстве своем это будут "единороссы", завуалированные под самостоятельных кандидатов или под ОНФ. Поэтому такие партии, как КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия" явно потеряют в своем количественном выражении.

- Вы можете предположить, какой будет явка на грядущих выборах? Быть может, сразу две избирательные кампании смогут привлечь большее число желающих проголосовать?

- На выборах 2011 года была всероссийская кампания "Голосуй за любого подлеца, кроме подлеца из правящей партии", чем и воспользовалась системная оппозиция, и явка была достаточно высокой, потому что была эта интрига. Протестная интрига. Сейчас такой явки не будет. Ведь активность электората зависит от информированности избирателей, от кандидатов, от социально-экономической ситуации, а мы сейчас все наблюдаем, какова она. Кроме того, мы видим, что перенос выборов на сентябрь, агитация в летние месяцы - это сознательный выбор власти, попытка снизить явку, чтобы не пришли как раз протестно настроенные избиратели. Если сейчас появится какой-то яркий кандидат, но власть его не зарегистрирует, то избиратель просто откажется идти на выборы, потому что решит: "Если от меня ничего не зависит, зачем тогда я пойду голосовать?" Но власти не нужна сейчас электоральная активность, так как во время низкой явки она больше выигрывает, приводя свой электорат в лице пенсионеров, бюджетников и их семей, студентов, которых принуждают участвовать в контролируемом голосовании. Мы с полным правом можем сказать, что в нынешней ситуации явка зависит не от избирателя, а от усилий власти и избирательных комиссий, готовых "нарисовать" эту явку.

- Есть ли шанс у небольших партий получить места в Госдуме?

- Я совершенно не надеюсь на то, что такие партии как "Яблоко" или "ПАРНАС" станут альтернативой существующим парламентским партиям. Конечно, кто-то считает, что успех зависит от личности кандидата, от его избирательной кампании. Но как ему проводить эту избирательную кампанию, если из каждого регионального СМИ будет вещать "команда губернатора"? Поэтому я считаю, что эти выборы не интересны ни для анализа, ни для прогнозов. Мне кажется, что выборы вообще могут отменить под каким-то предлогом, тем более, такие мнения уже звучат. Общий настрой власти в отношении новых партий и новых людей в парламенте очевиден: сохранить статус кво, всеми силами не допустить изменений, тем более без контроля исполнительной власти.

- Кто из действующих депутатов, представляющих сейчас в Госдуме Самарскую область, на ваш взгляд, может пойти на переизбрание?

- Все зависит от длины федерального списка, от того, на какое место в этом списке каждый из них будет поставлен. Я не сомневаюсь, что переизберется Михаил Дегтярев (ЛДПР), судя по его активности и его положению в партии. Но мне кажется, что в этом списке не будет депутата от КПРФ Валентина Романова. Не исключаю, что переизберется Александр Хинштейн, хоть и с борьбой: проиграть у него мало шансов. Даже если сейчас у него есть противостояние с губернатором, мне кажется, к выборам этого противостояния не будет. Естественно, в Госдуме будет Леонид Калашников (КПРФ). Но будут и новые люди. И, как мне кажется, эти новые люди будут из условной "команды губернатора".

- Отразится ли новая нарезка на результатах правящей партии?

- С учетом неограниченности административного ресурса, новая нарезка никак не отразится на результатах правящей партии: наоборот, она ей поможет. Для этого все и сделано. Администрации исполнительной власти уже работают на выборы, а чиновникам области ничто не мешает в агитационных разъездах по области. Почему города смешали с деревнями? Потому что в городах всегда меньше явка и больше протестного настроения, деревни же дают 100 %-ую явку, и все там голосуют за партию власти, потому что контроль над голосованием здесь тотальный и не допускающий свободы волеизъявления. Так что такая нарезка скорее отразится на других партиях, потому что кратно увеличивается стоимость избирательной кампании, усложняется логистика работы штабов, а достижения, полученные в прежних округах, уже могут не помочь. 

- Как вы считаете, кто из влиятельных людей региона захочет пойти кандидатом в Госдуму? 

- Я не вижу ярких людей от представителей самарской элиты, которые могут пойти на выборы, по одной простой причине. Те финансово-промышленные группы, которые все последние 25 лет пытались стать элитами, на самом деле ими так и не стали. Ничего для процветания губернии и ее жителей, они не сделали. Я не вижу ярких публичных деятелей, которые могли бы осмелиться противоречить правящей парии у нас в регионе. Но даже если такие люди и появятся, у них не будет шанса победить в нынешних условиях. Пул нужных кандидатов будет формироваться и выверяться в органах исполнительной власти из тех, кто был малозаметен, но зато его можно представить как "новенького", не запятнанного. Ему будет проще давать очередные обещания. Мне кажется, это будут чиновники, бюджетники.

- Вы как-то писали на своей страничке в соцсети "Фейсбук", что депутат Госдумы Александр Хинштейн пополнил список оппозиционеров. Как вы объясните такой парадокс, что член правящей партии оказался в оппозиции?

- Тут парадокса нет, и это была шутка по случаю, что любой мыслящий с властью не в унисон невольно становится неким оппозиционером. Это просто межвидовая борьба. Если бы он начал "дружить" с мэром города и губернатором, то тогда бы от него отвернулись избиратели, ведь ситуация в городе и области не говорит об удовольствии от их управления, и Хинштейн вынужден это ощущать и видеть. Но, мне кажется, его отношения с губернатором наладятся, ведь грядут выборы, и рисковать тут опрометчиво. Поэтому, я думаю, Меркушкину будет важнее сохранить за собой Самарскую область, чем тратить силы на борьбу с Хинштейном.

Ксения Маянова, Самара