Министерство образования Самарской области неправомерно потратило 167,1 млн рублей

Счетная палата региона проверила, как ведомство расходовало бюджетные средства на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в 2014-2015 годах и истекшем периоде 2016 года.

В своем отчете аудиторы указали, что министерством допускались многочисленные нарушения Порядка предоставления Субсидий, действующего в проверяемом периоде. Ненадлежащим образом осуществлялась обязательная проверка соблюде­ния условий, целей и порядка предоставления Субсидий их получателями.

Так, было допущено неправомерное предоставление Субсидий на возмещение затрат, не связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошколь­ного образования, на общую сумму 167,1 млн рублей.

Выявлено 47 случаев авансирования частных детсадов  (ЧДОО) вместо реализации утвержденного Порядком механизма возмещения понесенных затрат ЧДОО на общую сумму более 89 млн рублей.

Отдельные частные детсады, открывая новые филиалы, не вносили изме­нения в лицензии в части дополнения их новыми адресами. При этом в отчетах, представляемых в министерство, фигурировали увеличенная численность детей и по­несенные затраты с их учетом. Министерством причины резкого роста численно­сти детей при отсутствии обосновывающих документов не анализировались. Объем Субсидий, предоставленных частным детсадам, осуществляющим образовательную деятельность с нарушением порядка лицензирования, составил 11,5 млн рублей.

Проверяющими  было установлено предоставление Субсидии организации, находящейся в процессе ликвидации, в общей сумме 1,6 млн рублей. Помимо указанного в деятельности данной организации выявлены многочисленные серьезные нару­шения на сумму 17,6 млн рублей, организация ликвидирована учредите­лями в ходе контрольного мероприятия.

Избыточный объем Субсидий, предоставленных министерством на возме­щение затрат на оплату труда персонала ЧДОО, вследствие превы­шения рекомендуемых Министерством труда РФ нормативов численности персонала, составил 31,2 млн рублей.

Объем избыточного субсидирования, рассчитанный на основании статисти­ческой отчетности и в сравнении с фактическими затратами на питание воспитанников ЧДОО, составил 30,8 млн рублей.

Установлен случай незаконного получения детским садом лицензии на осуществление образовательной деятельности. Сумма неправомерно поступивших данной организации Субсидий составила 3,2 млн рублей.

Частными детсадами в целях подтверждения затрат были представлены в министерство недостоверные документы на общую сумму более 10 млн рублей.

Следует отметить, что Министерством возмещались затраты ЧДОО на при­обретение товарно-материальных ценностей в объемах, значительно превышаю­щих реальные потребности частных детсадов, и по ценам, явно превышающим среднерыночные цены на аналогичные товары.

ЧДОО, в свою очередь, реализуют учетную политику, позволяющую бес­контрольно списывать материальные ценности до истечения срока полезного ис­пользования, а зачастую и сразу после приобретения.

Один из частных детсадов расположен в помещениях и использует территорию муниципального детского сада № 349 г.о. Самара, что свидетельствует об отсутствии аналитической работы министерства, направлен­ной на повышение эффективности использования бюджетных средств. Вопрос увеличения численности воспитанников и персо­нала муниципального детского сада вместо создания на его площадях ЧДОО не проработан.

Таким образом, министерством как главным распорядителем средств обла­стного бюджета не осуществлялась надлежащая реализация бюджетных полномочий по обеспечению результативности, эффективности и строгого контроля при предос­тавлении Субсидий ЧДОО.

Установлено также, что частными детсадами не исполняется майский Указ Президента РФ в части достижения утвержденных целевых показателей средней заработной платы педагогических работников.

По итогам контрольного мероприятия представление Счетной палаты внесено в министерство образования и науки Самарской области. Информация о результатах проверки направлена в министерство управления финансами Самарской области, в прокуратуру Самарской области, Главе г.о. Самара, в Государственную инспекцию труда в Самарской области, в Управление Роспотребнадзора по Самарской области, в УФНС по Самарской области.