За стеклом: в Тольятти обсудили синтез искусства и капитализма

В Тольяттинском художественном музее состоялась лекция "Виндоудрессинг или искусство декорирования за стеклом".

Послушать специалиста по визуальному мерчендайзингу и витринистике (искусству оформления витрин) Дарью Лукьянову 16 декабря 2016 года в ТХМ пришло не очень много людей: тема для города нова во всех отношениях. Как заметила Дарья, витринистика присутствует в магазинах некоторых брендов в крупных моллах, но все-таки в Тольятти она пока в зачаточном состоянии.

Между тем, современные витрины имеют богатое прошлое: в 1840 году во Франции появились технологии по изготовлению больших стеклянных листов, а затем появились первые универмаги, в которых эти стеклянные листы и стали составной частью витрин. За ними в тем времена устраивались целые представления: все для того, чтобы покупатель заинтересовался товаром. 

Позже к оформлению витрин стали подключать известных художников, например, Сальвадора Дали и Энди Уорхолла. Так, Сальвадор Дали в 1939 году оформил шикарный универмаг Бонуита Тэллера, выполнив для витрин экспозицию "День и Ночь", за которую его потом арестовали*. Часто художник такого класса делал настолько завлекающую покупателей витрину, что магазин оставлял конкурентов далеко позади и получал хорошую прибыль.

Дарья отметила, что с самого зарождения витринистики хорошо оформленная витрина имела правильную композицию. К примеру, известный ныне бренд Louie Vuitton изначально продавал только чемоданы - и на витринах этой марки стояли прекрасные композиции из чемоданов.

- Когда мы с Дарьей обсуждали формат, нам показалось интересным показать синтез витрины в магазине и витрины в музее, - рассказала после лекции "СитиТрафику" руководитель отдела современного искусства Тольяттинского художественного музея Александра Щербина. - Мы решили сделать акцент на взаимодействии искусства и, в каком-то смысле, капитализма. Ведь изначально витрины были в музеях, затем их можно было наблюдать в магазинах, и в оформлении этих витрин принимали участие художники.

Также она рассказала, почему такие лекции могут быть интересны для простых тольяттинцев:

- Для людей, которые каким-либо образом связаны с оформлением витрин - это возможность получить новую информацию и применять ее на практике, а для обычных людей лекция поможет определить уровень визуальной культуры в городе, повысить общий уровень развития в области мировой визуальной культуры.

Изучить витринистику и задать интересующие вас вопросы можно в группе Дарьи Лукьяновой Вконтакте. 

* День: один из старинных восковых манекенов вступал в мохнатую ванну — каракулевый футляр, до краев наполненный водой. Его руки держали зеркало, символизируя миф о Нарциссе. Настоящие же нарциссы росли прямо на ковре и мебели. Ночь: кровать, балдахин которой венчала голова чёрного буйвола, держащего в пасти окровавленного голубя. Ножки кровати были сделаны из копыт буйвола, задрапированные обожжённым чёрным атласом. В отверстия можно было разглядеть искусственно горящие угли, которые, кроме всего прочего, образовывали подушку, где покоилась голова манекена спящей красавицы. Рядом с кроватью находился призрак сна-мечты, увешанный сверкающими драгоценностями». 

Эта экспозиция настолько завораживала публику, что по тротуарам улицы, на которой был расположен универмаг, невозможно было пройти. Администрация города, опасаясь беспорядков, решила демонтировать композицию Дали. Разозлившись, художник перевернул атласную ванну, разбил ею зеркальную витрину магазина, и вышел оттуда на улицу, где его арестовала полиция (источник: freemerch.ru). 

Михаил Куличков, фото автора