Россия готова присоединиться к Монреальской конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок

В статью 105 Воздушного Кодекса вносятся изменения, позволяющие оформлять в форме электронного перевозочного документа грузовые и почтовые накладные, другие документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке грузов и почты.

Правительство внесло в Госдуму законопроекты о присоединении России к Монреальской конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок. В соответствии с ней в международных воздушных перевозках внедрены электронные средства записи, хранения и обработки перевозочных документов.

Монреальская конвенция расширяет объем и размер ответственности перевозчика перед пассажирами за вред, причиненный при выполнении воздушных перевозок.

Для создания правовых оснований, позволяющих использовать преимущества современных средств электронного сопровождения воздушных перевозок законопроектом 1 предусмотрено присоединение России к Монреальской конвенции с рядом оговорок.

Присоединение России к Монреальской конвенции потребует внесения изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс). Такие изменения предусмотрены законопроектом 2.

Согласно Монреальской конвенции вместо бумажной авиагрузовой накладной могут использоваться любые другие средства, сохраняющие запись о предстоящей перевозке. В связи с этим в международных воздушных перевозках внедрены электронные средства записи, хранения и обработки перевозочных документов. При использовании таких средств перевозчик по просьбе отправителя выдаёт ему квитанцию на груз, позволяющую опознать груз и получить доступ к электронной информации о грузе.

Положения Кодекса позволяют оформлять в электронной форме только документы, используемые при перевозках пассажиров (билеты, багажные квитанции). В статью 105 Кодекса вносятся изменения, позволяющие оформлять в форме электронного перевозочного документа грузовые и почтовые накладные, другие документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке грузов и почты.

Для обеспечения реализации статьи 17 Монреальской конвенции, согласно которой перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае смерти или телесного повреждения пассажира на борту воздушного судна или во время любых операций по посадке или высадке пассажира с воздушного судна, в пункт 2 статьи 117 Кодекса вносятся изменения, определяющие временные рамки воздушной перевозки пассажира как период нахождения пассажира на борту воздушного судна, а также период посадки пассажира на борт воздушного судна и период высадки пассажира с борта воздушного судна.

Изменениями в статью 127 Кодекса сроки предъявления к перевозчику претензий и требований о возмещении вреда в случаях повреждения (порчи, утраты) багажа, груза, почты приводятся в соответствие с положениями статей 13, 17 и 31 Монреальской конвенции.

Изменения в статью 128 Кодекса обеспечат применение норм Монреальской конвенции в части регулирования вопросов исчисления сроков исковой давности.

Принятие законопроектов позволит внедрить в российское законодательство установленный Конвенцией правовой режим международных воздушных перевозок и обеспечить конкурентоспособные условия для авиаперевозчиков и потребителей их услуг.