"Контрольная закупка" побывала в Тольятти

Ведущий популярной телепрограммы Антон Привольнов, рассказал, каково 10 лет делать передачи "про колбасу".

С 31 октября по 3 ноября 2016 года на площадке Тольяттинского государственного университета проходил пятнадцатый Всероссийский телевизионный конкурс "ТЭФИ-Регион – 2016" в направлении "Просветительское и развлекательное телевидение". В программе конкурса - не только разбор работ участников и награждение победителей, но и многочисленные мастер-классы от членов жюри, а также круглый стол о роли телевидения в нашей жизни.

В составе жюри много популярных и авторитетных представителей телевизионного цеха, которых в стенах госуниверситета почтительно именовали не иначе как "Мэтрами отечественного телевещания" . Это Леонид Млечин, Игорь Угольников, Александр Акопов, Игорь Мишин, Александр Любимов и другие не менее яркие фигуры российского ТВ.

Последний мастер-класс провел Антон Привольнов, ведущий программ "Контрольная закупка" и "Доброе утро" на "Первом" канале.

Карьеру на канале он начал как корреспондент программы "Доброе Утро", делая "забавные репортажи про деревню и ее жителей".

- Нужно было делать смешные сюжеты про деревню, но ничего смешного там, как правило, не происходило. А так как эфир утренний и проблемы никакие не нужны, то снимали репортажи про всяких чудиков, - рассказывает Антон Привольнов. - Потом началась история с потребительской рубрикой, которая тоже идет в программе "Доброе Утро" и над которой я смеялся долгое время, думая: "Ну как же, мы такие все творческие, а эти дураки про колбасу программу делают". Так вот, не зарекайтесь никогда. Меня поставили на эту рубрику в приказном порядке.

Тогда Антону было 23 года. Считая себя человеком творческим, он решил, что про колбасу говорить серьезно нельзя.

- Посыл должен быть другим, позитивным. И если до меня все делали по принципу: "Как не должно быть", то мы решили сделать наоборот - "Как должно быть". Какими должны быть идеальные крабовые палочки или колбаса? Полюса поменяли, и, как ни странно, эта история пошла, - продолжает он. - Руководство канала обратило внимание на эту рубрику, и предложило подумать над отдельной программой. Мы ее придумали сами, и в этом году она празднует свое 10-летие. Для ежедневной программы 10 лет это вечность... Мы думали, что программа проживет год максимум.

По словам Привольного, программа за эти 10 лет несколько раз переживала изменения, которые делали ее дружелюбнее и уютнее для зрителя, и к тому же все настолько дошло до автоматизма, что за один съемочный день производится 12 передач, тогда как в самом начале эта цифра была равна двум выпускам. Сейчас в создании программы участвует более 70 человек, среди которых огромное количество юристов, товаровед, фуд-дизайнер, люди, чьей работой является тщательное заклеивание упаковки продукта перед отправкой его в лабораторию. 

Когда тольяттиинцы принялись задавать вопросы, первым же из них был: " Платят ли производители за победу в программе?"

-  У каждого в голове уже есть ответ на этот вопрос, и чтобы я не сказал, это ничего не изменит, - отметил Антон Привольнов. - Мы ни разу не продавали место, у нас производители могут то выигрывать, то проигрывать. У нас "Вимм-билль-данн" порой может проиграть, а условный ИП "Саркисян" - выиграть… Более того, сама схема программы такова, что купить невозможно. Изначально 60 человек – народные дегустаторы. Каждый из них оставляет нам свой паспорт, голосует за тот или иной продукт. С 60 человек договориться сложно. Мы часто меняем лаборатории, разные анализы мы делаем в разных отделах  – все очень тщательно отслеживается.

Также один из гостей мастер-класса поинтересовался, почему в программе всего 6 продуктов, когда на прилавках магазинов мы можем встретить гораздо больше наименований товаров.

Антон заметил, что одинаковых продуктов не так много, как нам кажется. В программе должны быть товары одной ценовой категории, они должны быть сделаны по ГОСТу, потому что если товар сделан по ТУ, то у разных производителей он разный и тогда критерии выбора не понятны.

- Мы должны опираться на что-то при вынесении вердиктов. Глазированных сырков, например, много на рынке, несколько десятков. Но когда ты ищешь тот же глазированный сырок, сделанный по ГОСТу, чтобы он был без добавок, где только творог и шоколад, таких именно 6 штук в магазине. Шесть штук - это максимум из того, что можно набрать в одной категории, - уточнил он.

Ближе к концу мастер-класса Антон Привольнов рассказал, что смотрит далеко не все свои программы, и вряд ли сможет подсказать, какая колбаса лучше.

- Я смотрю не все программы, не запоминаю финалистов, потому что забивать себе голову ненужной информацией мне не нужно. Если я не ем колбасу, то зачем мне помнить, какая колбаса лучше? Если вот я люблю кефир, то какой кефир лучше, я постараюсь запомнить.

Запись программы значительно отличается от того, что мы видим на экране. Порой телеведущий даже не знает, кто станет победителем, так как после фразы "Победитель контрольной закупки" или "Финал", произнесенной ведущими, продуктам только предстоит пройти испытания в лаборатории.

Ярослав Литвинцев, фото автора