популярные видео
Госфинконтроль: действия минстроя Самарской области могут негативно отразиться на имидже региона перед Чемпионатом мира по футболу
Аудиторы упраздняемого ведомства "прошлись" по всем значимым стройкам губернии перед мундиалем 2018 года - и везде выявили массу нарушений.
В качестве резюме для многостраничного отчета Госфинконтроля можно использовать следующий вывод аудиторов: "...при условии создания "видимости" финансирования соответствующих мероприятий (наличие средств в бюджете), сроки их реализации систематически продляются, средства областного бюджета, будучи зарезервированными, используются неэффективно. При этом наличие описанной проблематики в действиях министерства может, в конечном итоге, сказаться на имидже Самарской области, как региона, принимающего чемпионат".
Продление сроков, завышение смет, неэфективное использование средств описывается в отчете службы детально. Приведем лишь некоторые примеры.
В ходе осуществления Службой контроля за закупками при строительстве физкультурно-спортивных комплексов в Самаре и Тольятти отмечалось, что стоимость ФСК в Самаре выросла с 2013 по 2015 год в 1,3 раза, стоимость ФСК в Тольятти – в 1,6 раз.
Аудиторы установили, что в нарушение Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" неправомерно изменены контракты на строительство указанных объектов: пересчитана стоимость невыполненных по государственным контрактам работ из цен 2013 года в цены 2015 года, что повлекло удорожание стоимости работ совокупно по указанным объектам на 92,3 млн. рублей (на 37,9 млн. рублей и 54,4 млн. рублей соответственно).
Также установлено, что работы по защите несущих металлоконструкций выполнены системой конструктивной огнезащиты металлоконструкций Pirocor Bazalt Steel, а приняты ГКУ "УКС" и оплачены как выполненные системой конструктивной огнезащиты "ЕТ Профиль 90", рыночная стоимость которой в 2,1 раза выше. Завышение стоимости составило 3,3 млн. рублей (1,4 млн. рублей – ФСК Самара и 1,8 млн. рублей – ФСК Тольятти).
Работы по устройству асфальтобетонного покрытия на ФОК Тольятти выполнены с применения асфальтобетонной смеси типа В марки III, а приняты и оплачены как выполненные с применением асфальтобетонной смеси типа А марки II (более дорогой). Завышение стоимости - 0,3 млн. рублей.
Кроме того, в отношении ФСК в Самаре Службой была установлена неправомерная приемка фактически не выполненных работ на общую сумму 20,5 млн. рублей, в отношении ФСК в г.о. Тольятти – на общую сумму 15 млн. рублей.
На этапе предварительного контроля Службой проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию Самарского областного перинатального центра установлено, что стоимость финансирования, предусмотренная госпрограммой, превышала подтвержденную госэкспертизой стоимость объекта на 371 млн. рублей. Впоследствии в январе 2016 года в качестве обоснования увеличения стоимости объекта было представлено письмо ГАУ СО "Государственная экспертиза проектов в строительстве", подтвердившее увеличение стоимости объект на 444 млн. рублей. Однако положительное заключение госэкспертизы на полную стоимость объекта с учетом указанного увеличения не получалось.
В рамках проверки Службой рассматриваемого мероприятия было установлено, что увеличение сметной стоимости произошло за счет разработанных отдельных разделов, ранее не учтенных в проектно-сметной документации, дополнительных работ и затрат. Кроме того, в сметах были заменены работы, материалы и оборудование, увеличены объемы работ (подрядчик – ООО "СК Евроальянс", разработчик проектно-сметной документации – ЗАО "Гипроздрав").
При проектировании и строительстве образовательного центра на 1175 мест в районном центре Кошки Госфинконтроль выявил неправомерное использование выделенных в 2014 году средств областного бюджета на сумму более 15 млн. рублей в результате приемки и оплаты фактически не выполненных подрядчиком работ. При этом также было установлено, что в течение почти 1,5 лет строительство объекта осуществлялось без наличия актуальной сметной документации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы.
По выявленным Службой фактам приемки и оплаты невыполненных работ Ленинским отделом СУ МВД РФ по г. Самаре была проведена проверка использования средств областного бюджета по указанному объекту, по итогам которой возбуждено уголовное дело по статье 159 часть 4 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении неустановленных лиц ООО "Волгожилстрой" и ГУП СО "Стройконтроль".
Все эти примеры, по мнению аудиторов, - результат нарушений, носящих системный характер.
Так, делает вывод Служба, минстроем регулярно допускаются ситуации неэффективного и неправомерного использования бюджетных средств, связанных, в том числе с удорожанием объектов строительства, неправомерной выдачи и использования авансов, образования "бросовых" работ, затягиванием сроков выполнения строительно-монтажных работ, невозможностью взыскания неустоек, пеней и штрафов;
- отсутствует прозрачная система контроля и процесса принятия решений в сфере строительства;
- допускаются многочисленные нарушения при закупках в сфере строительства, касающиеся, в том числе, ограничения возможностей для добросовестной конкуренции вследствие изменений объемов, видов и стоимости работ в ходе строительства;
- министерство своими действиями заостряет социально значимые вопросы, чем снижает авторитет власти и доверие к ней в целом;
- имеются устойчивые имиджевые риски, связанные с риском незавершения в полном объеме работ на объектах в рамках программы подготовки к Чемпионату Мира 2018.