Алексей Зуев: "Я свободный художник, но у меня нет свободного времени"

"СитиТрафик" пообщался с Алексеем Зуевым,который стал обладателем премии им. И.Е. Репина "За актуальность в академическом искусстве".

Напомним, награждение состоялось 5 октября на открытии четвертой передвижной выставки-конкурса "Красные ворота/ против течения". Премию им. И.Е. Репина вручили тольяттинскому фотографу Якову Князеву и художнику Алексею Зуеву, с которым пообщался наш внештатный корреспондент.

Встреча проходила в мастерской его друга, где он работал над очередным заказом – видеороликом для рекламы сотовой связи. Пока мы разговаривали о его творчестве и перспективах в Тольятти, на наших глазах появлялся знакомый всем бренд мобильной связи. Художник рисовал его на планшете.

- В детстве родители отвели меня в художественную школу, но на самом деле я не хотел ходить на занятия, - признался Алексей. - Мне не нравилось, что нельзя было, как обычным детям, играть и бегать с друзьями во дворе. В это время нужно было идти в школу и рисовать какие-то муляжи. Но за четыре года обучения в художественной школе у меня появились навыки по изобразительному искусству. Был даже момент, когда мне понравилось то, что я нарисовал. Когда меня отдавали в художественную школу, там было условие, которое заключалось в том, что все вновь прибывшие поступают сначала в подготовительный класс. Я помню, как на одном из занятий в подготовительном классе нам поставили муляж утки, чтобы мы ее нарисовали. И я справился с заданием настолько хорошо, что учительница поговорила с моими родителями и с директором школы, предложив взять меня на обучение в основной класс без прохождения этой подготовки. Как раз этой уткой можно гордиться.

- Несмотря на то, что вы не хотели ходить в художественную школу, вы все равно поступили в институт на творческую специальность.

- Осознанное желание заниматься творчеством появилось у меня в 24 года. Я особо не мудрствовал после окончания школы и решил выбрать творческую специальность. У нас в городе на тот момент направление, которое мне подходило, было только в Тольяттинском филиале самарского педагогического института, который сейчас стал ТГУ. Там я выучился на педагога изобразительного искусства. А уже в 24 года на одном из пленэров я встретился с известным тольяттинским художником Игорем Пановым, который повлиял на мое мировоззрение и направил меня в нужное русло. И именно тогда у меня проснулось осознанное желание заниматься творчеством и стать художником.

- Большинство ваших работ посвящены житейским историям: семейный ужин, дети в деревне у бабушки, охота. Где берете сюжеты для них?

- Конечно же, из собственной жизни, переживаний. Правда, есть работы, которые я делаю на заказ, и тут, естественно, ориентируешься на то, что рекомендует изображать заказчик. В иллюстрациях, к примеру, дается сюжет, которому ты должен следовать. Но большинство моих работ связано с тем, что происходило в моей жизни. Мама в детстве читала нам с братом сказки на ночь, мы с женой ехали на велосипедах и попали под дождь, я гулял со своей собакой - и момент из этих прогулок так запал в память, что захотелось это нарисовать. То есть большинство тех работ, которые мне дороги, связаны с моими переживаниями. Иногда сюжеты для своих работ я беру из жизни моих друзей и знакомых.

- На днях вы стали лауреатом выставки-конкурса "Красные ворота/против течения". Расскажите, как это было.

- На конкурс я подготовил из своего портфолио десять работ, которые, как мне казалось, подходили под каждую тему. В августе, путешествуя по Северу, узнал, что стал лауреатом выставки-конкурса, и мне пришло сообщение от организаторов предоставить для экспозиции в Тольятти четыре работы из десяти. Если говорить о том, как смотрелись мои работы на выставке среди картин других авторов, то я доволен своим творчеством. У меня нет гипертрофированного чувства самокритичности: "Нет, все, что я сделал – это ерунда, и самое лучшее ждет меня впереди". Может, я сделал не самое лучшее, но практически половиной своих работ из портфолио я доволен. Получилось именно то, что я хотел сделать. С каждой работой, я уверен, мое мастерство растет. Становятся более осмысленными поиск творческой темы и себя. Качественные изменения всегда происходят с движением.

- Победа в конкурсе как-то повлияет на ваше творчество?

- Нет предела совершенству – эта фраза, пожалуй, мое кредо. Помню, в художественной школе, в последнем классе, учительница рассказала, что в ее жизни встречались ученики, которых часто хвалили (вполне заслужено). И они, "купаясь" в этом звездном свете, забывали о том, что следом за ними идут те, кто равняются на них как на лидеров. Для того чтобы догнать этого человека, последователи прикладывают очень много усилий, и в какой-то момент лидер оказывается позади тех, кто шагнул вперед. Потому что эти люди стремились, и творческий потенциал нарастает у них уже по инерции. То есть, премия – это хорошо, но нельзя забывать о том, что нужно двигаться дальше и что настоящая звезда светит впереди. Поэтому я продолжу движение дальше в том же контексте, в каком и двигался вперед, несмотря на ту премию, которую получил. Вот в плане тем - да, я задумывался, что можно копнуть глубже.

- Вы называете себя свободным художником. Что подразумеваете под словом свобода?

- Свободный, видимо, предполагается, что я не устроен в какой-то фирме или компании. Я не придерживаюсь какого-то графика, а все время нахожусь в мастерской и работаю над тем, что мне интересно. С теми же заказами: если проект мне не интересен, я за него не берусь. Другими словами, он не укладывается в рамки того, что я привык делать. Может, вот эту свободу выбора и свободу творить, когда ты хочешь, я имею в виду, говоря "свободный художник". Но у меня нет свободного времени. Я постоянно чем-то занят, у меня нет выходных. Конечно, я могу любой будний день превратить в выходной, но с тем количеством дел, которые у меня есть, этого не получается сделать. Тем более, у нас два художника в семье. У жены тоже есть свои заказы. И ко всему прочему мы растим двухлетнего ребенка, за которым то ей, то мне периодически нужно следить.

- А дочку кем видите?

- Это постоянно так меняется. Художницей ни я, ни жена ее не видим. Мы варимся в этом. Я рассказал вам, что это достаточно тяжело. И неизвестно, что будет в будущем. Сейчас все очень быстро меняется, появляются новые формы искусства. И то, чем занимаюсь я, возможно, к тому моменту, когда дочка вырастет, станет не таким актуальным. Скорее всего, жанровая картина, графика останутся, но, наверное, уступят каким-то медиа формам выражения: видеоарт, может, что-то другое появится. А что касается профессии для дочки, жена хотела бы, чтобы она стала врачом.

- Как вы считаете, Тольятти готов принять молодых авторов, которые совсем скоро покинут стены университетов?

- Что касается Тольятти, у нас достаточно много событий, в которых предлагают принять участие художникам и не только тольяттинским, но и из других регионов. Например, та же выставка-конкурс "Красные ворота против течения". В этом году художественный музей устраивал межрегиональную выставку "Бессонница". Волжская картинная галерея за этот год провела два этапа выставки-конкурса "Натюрморт". Причем это все не только выставки, но и конкурсы, на которых можно получить премию или приз. Выставки и конкурсы с премиями – это хорошее подспорье для художника. Сейчас достаточно тяжело существовать художнику в России. В отличие от советского времени нет госзаказа, когда нужно рисовать плакаты для театров, афиши мероприятий и митингов, просто картины, которые закупаются различными художественными фондами, а потом распределяются по заведениям. Сейчас такого нет, и каждый художник в свободном плаванье. Он должен выживать так, как может. Что касается перспектив для молодых авторов, с этим очень сложно у нас в городе. Если бы они были, я бы сам бросился всеми руками и ногами и начал работать. Каждому выпускнику нужно думать о том, чем он будет зарабатывать себе на жизнь. Потому что он не в вакууме живет, где у тебя уже есть все, что нужно для жизни и ты можешь заниматься тем, чем хочешь. После университета, конечно же, можно пойти и преподавать. У нас много художественных школ, студий. Если человек очень активный и инициативный, он может организовать что-то свое – личную творческую студию. Я знаю многих людей, которые организовали курсы для подрастающего поколения. Поэтому, если давать советы выпускникам вузов, то я бы посоветовал, во-первых, верить в то, что если вы будете заниматься любимым делом, то в какой-то момент все сложится хорошо. Обычно люди хотят все и сразу, но в творческой специальности это невозможно, тут нужно попотеть, прежде чем добиться успеха. А уж стать каким-то брендом, узнаваемым у нас в городе, на это потребуется десять лет. Но в любом случае, если постоянно двигаться к своей мечте, то, в конце концов, она реализуется.

Справка:

Зуев Алексей Владимирович

Художник-график. Родился в 1982 году в г. Альметьевске, респ. Татарстан. В 2004 году с отличием окончил Тольяттинский государственный университет, факультет изобразительного искусства и дизайна. В 2008 году вступил в Союз художников России. Работает в станковой графике и эстампе, в жанрах пейзажа, портрета и жанровой композиции. Участник более 140 международных, всероссийских, межрегиональных и персональных выставок в городах Париже, Минске, Лондоне, Санкт-Петербурге, Казани, Москве, Владивостоке, Хабаровске, Южно-Сахалинске, Тольятти, Нижнем Новгороде, Самаре, Чебоксарах, Саранске, Уфе, Омске, Калининграде, Астрахани, Екатеринбурге и других.

Отмечен многочисленными дипломами и грамотами за активную творческую, выставочную и педагогическую деятельность. Создал множество творческих произведений в станковой графике и эстампе, в различных жанрах изобразительного искусства – композиция, портрет, пейзаж, натюрморт. Их отличают оригинальные художественные решения, они узнаваемы и пользуются заслуженным вниманием на выставках. Художественные работы неоднократно печатались в журналах, альбомах и каталогах.

Беседовала Анна Соколова