В будущем таким образом смогут создавать детали для газотурбинных и авиационных двигателей.
Одну из самых важных деталей малоразмерного газотурбинного двигателя – камеру сгорания, ученые Самарского национального исследовательского университета «напечатали» из металлического порошка на установке селективного лазерного сплавления SLM280. Испытания показали, что изготовленный по новой технологии образец камеры полностью соответствует требованиям. Как материал, так и сама камера сгорания выдержали длительную тепловую нагрузку до полутора часов и кратковременную запуск-остановку в течение 10 минут.
- Образец испытывался на огневом стенде на длительность работы в условиях эксплуатации, близких к реальным. На входе в камеру подавался подогретый воздух до температуры 400 градусов Цельсия – это рабочая температура воздуха на входе в камеру сгорания газотурбинного двигателя, — пояснил директор НОЦ ГДИ Самарского университета Михаил Анисимов. — Условия горения были максимально приближены к реальным. Температура рабочего тела в первичной зоне камеры сгорания составляла 1600 ºС, на выходе из КС температура продуктов сгорания составляла 1200 °С.
Камера сгорания полностью изготовлена из отечественного металлического порошка. Чтобы добиться нужных результатов, ученые «напечатали» из него больше ста образцов, выполненных в разных режимах спекания для определения прочностных свойств металла.
Применение таких технологий позволяет производить детали сложной формы в короткие сроки, практически без использования технологической оснастки. Изготовление работоспособной рабочей камеры сгорания открывает путь для создания в СГАУ такими методами всего малоразмерного газотурбинного двигателя.
Сейчас ученые Самарского университета вместе с Петербургским политехническим университетом разрабатывают российскую лазерную 3D установку, которая позволит производить на серийных заводах крупногабаритные детали для газотурбинных и авиационных двигателей.